Даргинцы живут в срединной части Дагестана. Значение их самоназвания не вполне ясно. По одной из версий, «дарго», или «даргва» — это территориальное объединение группы соседних «газиев» («борцов за веру»), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира. По другой — этноним «даргинцы» происходит от «дарг» — внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «сердцевина даргинской земли». Стало быть, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель. Высказывалось также мнение, что «дарго» является формой «дугри» — термина тюркского происхождения и означает «справедливый», «прямой», «ровный».

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке — в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Libellus de notia orbis» («Книга познания мира», 1404). Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы — самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Первичными корпорациями здесь стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население. В этом смысле Даргинстан очень похож на средневековый Новгород.
File:Caucasus-ethnic dargienen.png
Расселение даргинцев на Кавказе

Территория даргинцев обозначена голубым цветом (красным - их диалектные группы)

Для даргинцев был характерен конфедеративный принцип организации. Можно сказать, что именно они первые сформулировали идею единства Дагестана в том виде, в котором он существует теперь — конфедерация больших и малых народов.

Селение Чирах

Общины даргинцев управлялись кадиями — представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Абумуслима (Масламы). Но подлинное возвышение власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Горный Дагестан вторглись полчища Тимура. Особенно жестоко Тимур расправлялся с народами, не исповедовавшими ислам. По сообщению Шереф ад-дина Йезди и другого историографа, Тимура Низам ад-дина Шами, кровавая расправа была учинена войсками Тимура в Ушкудже. После его взятия завоеватели «всех тех неверных убили… из убитых сделали холмы и опустошили их область». Разграбив и разрушив Ушкудже, Тимур уничтожил и всех светских и религиозных (христианских) деятелей, выступивших против него. Зато мусульманских кадиев он возвысил, а в селении Акуша утвердил что-то вроде патриаршего престола, который должен был способствовать утверждению ислама. Отныне акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой Даргинстана. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону.

Кадии имелись ... Читать дальше »

Просмотров: 1376 | Добавил: My_Derbent | Дата: 04.12.2014 | Комментарии (0)

Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.

Детей можно было обручать в раннем возрасте и даже еще не родившихся. Этот обычай выражал стремление закрепить родственные и дружеские связи между семьями. Кроме того, бездетные женщины, вместе отправляясь к священным местам, давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком.

Практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, через некоторое время ее родственники примирялись с этим.

Калыма (выкупа за невесту) у лезгин не было, но за невесту вносили определенную плату ее родителям.

Лезгины Самурского округа выплачивали определенную сумму для содержания жены в случае развода. Родители жениха делали родственникам невесты подношения в виде различных предметов одежды и продуктов. День обручения согласовывался после достижения договоренности об условиях выплаты. В этот день все родственники жениха направлялись в дом невесты. Ей делали дорогие подарки и надевали на палец кольцо из золота или серебра. Период между обручением и свадьбой мог длиться до пяти лет. Этот срок зависел от возможности жениха сделать свадебные подарки. Невеста тем временем готовила приданое. Жених и невеста до свадьбы не разговаривали друг с другом и избегали возможных встреч.

 

Во время праздников или по случаю приезда кого-либо из родственников родители жениха посещали невесту с подарками. После этого визита жених был обязан уплатить обещанную сумму, а невеста должна была сшить себе все наряды и закончить последние приготовления к свадьбе.

В первый день свадьбы в дом приходили трое музыкантов. Родственница жениха выносила поднос, на котором лежали предназначенные для них три платка, три чурека (хлебные лепешки), три пары носок. Этот момент считался началом свадебных торжеств.

На второй день гости одаривали жениха и невесту. Практически все жители села относили в дом жениха по 3 – 5 кг муки или зерна. Невесте дарили предметы домашнего обихода: сумки, накидки для седла, носки, платочки. В дом невесты приходили жених, священнослужитель, кадий (судья), два свидетеля и два друга жениха. Со стороны невесты присутствовали отец и дядя. Свидетели задавали вопрос о согласии жениха и невесты вступить в брак. За невесту отвечал дядя или отец. Мулла после прочтения молитвы утверждал совершение брачного обряда.

Затем жених уходил к своему дяде по линии матери, где в одной из комнат расстилал скатерть, куда родственники и друзья клали деньги. Скатерть затем пряталась в сундук для новобрачных и извлекалась женихом в первую брачную ночь. Деньги жених оставлял себе, а скатерть с лакомствами полагалось отдать человеку, который прятал ее в сундук.

На третий день невесту перевозили в дом жениха. Во время свадьбы молодожены не имели права встречаться друг с другом. Жених постоянно находился со своими шаферами, которых было двое. Один из шаферов был родственником, другой – другом. Шаферы выполняли функцию телохранителей. Импровизированный свадебный обряд «умыкания» у лезгин отличался от аналогичного обряда у большинства горских народов тем, что «жертвой умыкания» была не невеста, а жених.

... Читать дальше »

Просмотров: 4643 | Добавил: My_Derbent | Дата: 04.12.2014 | Комментарии (0)