Цахуры (цахи: самоназвание цIахурар ,йихъбы,цIах,на общелекском (лезгинском) означает- очаг, также цIа(й) огонь,) народ, живущий в западной части Рутульского района Дагестане, а также в соседних Закатальском, Кахском, Белоканском районах Азербайджанской ССР. На 01.01.2001 г. они насчитывают в Дагестане 6,6 тыс. человек. Генетически они, в частности по языку, входят в лезгинскую группу дагестанских языков,делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает лезгинский, азербайджанский и русский языки. Верующие -мусульмане-сунниты.
В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский район, верховья р. Самур, в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта. Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. цIах,на общелекском (лезгинском) означает- очаг,также цIа(й) огонь,отсюда и пошли названия с.АгъцIагь (АхцIах,Ахты),с.ГапIцIагь (Гапцах Магарамкентский район),АрцIагь (Арцах) и т.д.
Предки их с лезгино-язычными народами под названием 'леки - албанцы' (в переводе означает - горцы,орлы) входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Знатоки истории, этнографии, антропологии, языка цахуров полагают, что они в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX - начале XX в., многие названия на Кура-Алазанской долине связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции.
Албанская письменность, зарождение которой определяют 430 г., непосредственно связана с праязыком йикийцев-албанцев, на котором создавалась богословская (перевод Библии в V-VI вв., житие святых V-VIII вв.), светская и каноническая литература (V-X вв.). Некоторые образцы этой литературы сохранились в переводе на древнеармянский язык. Есть основание полагать, что йикийцы-албанцы имели письменность еще до 430 г. Она функционировала на арамейской графике и читалась справа налево. Памятником такого письма является оберег из Ихрека. В связи с принятием христианства Кавказской Албанией (313 г.) и потребностью в переводе Библии на язык (или языки) албанцев в 430 г. раннее письмо было реформировано: был использован опыт греческой филологии - в состав алфавита ввели гласные, чтение и письмо начали осуществлять слева направо. В этом, безусловно, велика роль Месропа Маштоца, с чьим именем связывают создание армянского, грузинского и албанского письма в начале (первой четверти) V в. Традиции албанского письма продолжались в Х-XV вв., до того времени, когда христианство постепенно свои позиции у йикийцев-албанцев уступало исламу. Так, в XII- XIII вв. при медресе в Цахуре на местный язык с арабского были переведены работы шафиитского толка, Коран Исмаила с комментариями о шафиитском учении, а также свод мусульманских правовых и теологических нормативов (в специальной литературе указанные работы известны как 'Компендий Музани' и 'Книга Имама ая Шафии'). Кстати, медресе в Цахуре, первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе, было открыто в 1075 г. по распоряжению знаменитого визира Низама аль-Мулька (1017-1092), правителей государства Сельджуков Алп Арслана, затем Меликшаха.Однако и тогда, и впоследствии, когда ислам стал ведущей религией Дагестана, албанская церковь в лице католикоса оказывала определенное влияние на народы Южного Дагестана и Кура-Алазанской долины, о чем свидетельствуют события второй половины XIV- первой половины XVII вв.В XIV - XVI вв. у цахуров сложилась светская власть - Цахурское ханство.
Просмотров: 975 |
Добавил: My_Derbent |
Дата: 04.01.2015
|
|
Просмотров: 14797 |
Добавил: My_Derbent |
Дата: 04.01.2015
|
|
Самоназвание – агъул.
По переписи 1989 г. в Российской Федерации насчитывалось 17728, а на территории бывшего СССР – 18740 агулов. Письменность на основе русской графики создана в 1990 году. Верующие-мусульмане – суннитского толка. Агульский язык относится к лезгинской группе дагестанских языков.
Агулы живут в горах Южного Дагестана, занимая ущелья Агулдере, Хушандере, Курахдере и Хпюкдере, в которых насчитывается 21 селение. Все эти ущелья были связаны с внешним миром лишь узкими горными тропами через перевалы. Агулы сами себя часто называют по имени поселения: хутхулец, буркиханец, хореджец и др. Уже в советское время часть агулов переселилась из ущелья на лезгинские земли, а также в города Махачкала, Дербент, Баку. Значительная часть агулов помимо языка своей национальности, владеет лезгинским языком, распространен также русский язык. На нем ведутся школьное обучение, радио- и телепередачи (общедагестанские), издаются периодическая печать и литература.
Агулы являются потомками автохтонного населения Дагестана. Древняя и средневековая история агулов, видимо, связана с Кавказской Албанией, включавшей земли Южного Дагестана. В XV веке агульские поселения в ущелье Агулдере находились под властью казикумухских ханов, другие – управлялись табасаранским камнем.
В начале XIX века агулы и часть лезгин вошли в состав Кюринского ханства, впоследствии упраздненного российской администрацией и преобразованного в Кюринский округ в составе Дагестанской области. В советское время агулы вместе с лезгинами вошли в Курахский район, через который была проложена дорога, положившая конец изоляции агулов от внешнего мира. Соседями агулов на севере являются даргинцы, на востоке – табасаранцы, на западе и юго-западе – рутульцы, на юге – лезгины, на северо-востоке – кайтагцы. В силу географической изолированности территории агулов реальные связи (в основном торговые) поддерживались ими преимущественно с лезгинами.
Главным занятием агулов издревле было скотоводство. Уход за овцами у агулов считался чисто мужским занятием. Мужчины и пасли овец, и ухаживали за ними во время окота, они доили овец, готовили из овечьего молока различные продукты, стригли их и т. д. Уход за крупным рогатым скотом, напротив, считался прерогативой женской части общества. Скотоводство из-за скудности пастбищных условий было сравнительно небольшим. Летом скот выпасался на горных альпийских лугах, зимой перегонялся на равнинные зимние пастбища. Бедняки содержали скот в селениях, где он часто погибал от бескормицы.
Основная часть агулов (73,5) проживает в Дагестане, где они составляют 0,8 проц. населения. После создания письменности (1991) в начальных классах агульских школ изучается родной язык. Агулы, несмотря на малочисленность, всегда играли определенную роль в истории Дагестана. Агулы прошли в своем развитии все вехи, что и другие народы Дагестана: иноземные завоевания арабов, сельджуков, татаро-монголов, ирано-турецкую экспансию, присоединение к России. Активное участие принимают представители агульцев в социал
...
Читать дальше »
Просмотров: 965 |
Добавил: My_Derbent |
Дата: 04.01.2015
|
|
|