Гунзибцы (самоназвание - гьунзаль), или хунзалис, энзеби, унзо, - один из малочисленных народов Дагестана, издревле проживающий у подножья гор Большого Кавказского хребта в пяти селениях - Родор, Тодор, Гьело, Нахада и Гарбутль нынешнего Цунтинского района. Они входят в аварскую группу народов и этнически и исторически имеют много общего с ними, особенно с бежтинцами. На юге они граничат с бежтинцами, на западе - с цезами, на стоке - с анцухцами, на севере — с хваршинами. Гунзибцы - представители западного кавкасионского варианта антропологического типа дагестанцев, относящегося к переднеазиатской локальной расе большой европеоидной расы. Говорят они на гунзибском языке, относящемся к цезской ветви аваро-андо-цезской подгруппы дагестанской группы кавказской семьи языков. Письменность — на арабской графической основе с конца XVIII в. и на русской графической основе - с 30-х г. XX в.

Динамика численности гунзибцев выглядит следующим образам. На основной территории их расселения количество населения составляло: в 1866 г. - 568 человек; в 1886 г. - 426 человек; в 1849 - 450 чел., в 1916 г. - 479 чел. (Ибрагимов, 1981. С. 105); в 1959 г. - 398 чел., в 1987 г. - 580 чел., в 2002 г. - 1000 чел. Значительная часть гунзибцев-переселенцев в настоящее время живет в селениях Стальское и Комсомольское Кизилюртовского района (около 750 чел.) и Тхилис-Цкаро и Сарусу Грузии (около 350 чел. по данным сельских администраций). По итогам переписи населения 2003 года, численность гунзибцев в Дагестане составляет 1000 человек. Некоторая непоследовательность сведений о численности гунзибцев в разные периоды объясняется тем, что они приписывают себя то к бежтинцам, то к аварцам-цунтинцам.

Гунзибцы относятся к народам, территории которых входили в ареал формирования восточно-кавказской этнокультурной общности (V-IV тыс. до н.э.), приблизительно относящейся ко времени сложения раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа (Гаджиев М.Г., 1991. С. 242-244).

С древнейших времен и до эпохи средневековья (XV - XVII вв.) гунзибцы, как и другие народы андо-цезской группы, входили в состав военно-политического объединения Дидо. Об этом свидетельствуют косвенные указания Страбона, Плиния, Клавдия, Птолемея, Вахушти и др. (Магомедов Д.М., 1975. С. 38-42). По трудам этих и более поздних авторов можно с уверенностью заключить, что гунзибцы, по крайней мере со второй половины I тысячелетия до н.э., находились на территории, занимаемой ими в настоящее время. Антропологи В.П. Алексеев и А.Г. Гаджиев в своих трудах сообщают, что предки андо-дидойцев были древнейшими жителями горного Дагестана, первыми освоившими эту область (Алексеев В.П., 1974. С. 203; Гаджиев А.Г., 1965). В первые века н.э. дидойцы играли важную роль в политической жизни Закавказья, особенно в событиях Восточной Грузии (в частности дидойцы привлекались в качестве военных союзников царями Картли). С IV-V вв. начинается период христианизации жителей Западного Дагестана миссионерами грузинских царей. Это приводит к появлению церквей и вблизи гунзибской территории (Хамаитль, Силди, Анцух и др.). Однако позиции
христианства здесь не были прочны. Особенно они ослабли после татаро-монгольских нашествий, а также турецких и персидских завоевательных войн, когда вновь усиливаются языческие верования, проникает ислам. Период X-XV вв. - это период борьбы дидойцев с грузинскими правителями за свою независимость. В течение этого времени грузинским царям неоднократно удавалось усмирять дидойцев и обкладывать их данью. Дидойцы восставали, обретали свободу и вновь теряли ее. С XV в. в результате распространения ислама и завоевательной политики хунзахских ханов союз Дидо распадается на ряд союзов сель ... Читать дальше »

Просмотров: 676 | Добавил: My_Derbent | Дата: 26.01.2015 | Комментарии (0)

Город Дагестанские Огни – это город-спутник Дербента. Они оба быстро растут, приближаясь друг к другу. Это самый молодой город Республики Дагестан. Он расположен у северо-восточного подножия Большого Кавказа хребта на берегу Каспийского моря, в 118 км к юго-востоку от Махачкалы.

Дагестанские Огни - самый маленький и самый молодой город не только в Республике Дагестан, но и в Южном федеральном округе России, но значение его в истории и развитии Дагестана значительно. Ведь поселок Дагестанские Огни был известен России и даже Европе до того, как образовалась сама Республика Дагестан, так как до революции ни в России, ни в Европе не было ни одного предприятия стекольной промышленности, которое бы работало на природном газе. А в Огнях братья Малышевы из Астрахани в 1914 году сумели поставить такое производство и даже в еще не завершенном заводе наладить выпуск стеклянной посуды. Это был серьезный прорыв в стекольной индустрии для того периода, когда для выработки стекла вместо угля и древесины начали использовать природный газ.

Это город молодой, не на всех картах его успели обозначить. Для города возраст еще не большой, до старости еще далеко. Говорят, в Дагогнях нет просчетов, характерных для подобных городов, которые, как грибы, возникали в России недавно. И еще говорят, что это город парадоксов и чудес.

Дагестанские Огни – город во всех отношениях необычный. Он резко контрастирует с соседним Дербентом, он будто все время спорит с могучим соседом, отстаивая свое право на существование, сбрасывая с себя ярлык города-спутника. И всякий раз на любой выпад в свой адрес отвечает чем-то своим, ни на что не похожим. Огни возникли вокруг стекольного завода? Зато завод был не меньшей гордостью Дагестана, чем Дербентская крепость. Дербент древний и мудрый? А Огни – город молодой и честолюбивый. И одновременно скромный (по размерам), довольствующийся малым, не то что по-хозяйски раскинувшийся сосед. Никто не будет спорить с тем, что Дагестанские Огни – город с характером. Даже одно это делает его интересным, подталкивает к более близкому знакомству, вызывает желание повнимательнее рассмотреть, что же скрывается за точкой на карте, за указателем на трассе и проносящимися за окном автомобиля домами по дороге во все тот же неизбежный соседний Дербент?
Еще в давние времена эта местность была известна естественными выходами горючего газа. А в 1914 году промышленники братья Малышевы из Астрахани построили здесь завод, работавший на местном газе.

Поэтому поселок получил свое название - Дагестанские Огни. Это было кустарное предприятие, где все процессы производились вручную. Первых мастеров-стеклодувов привезли из Астрахани, где уже работал завод по производству стекла. Условия труда на новом заводе были чрезвычайно тяжелыми, поэтому рабочие назвали это место «долиной смерти и огня». Малышевы так и не успели завершить строительство завода — в годы гражданской войны завод был разрушен, затем восстановлен и введен в действие в 1926 году. Восстановление и строительство нового стеклозавода на базе природного газа в Южном Дагестане стало одной из ее первоочередных задач. На сегодня это единственное действующее предприятие в городе, где сосредоточено около 99 процентов дагестанских мощностей по производству стеклопосуды.

Вопрос о восстановлении старого дореволюционного завода в Огнях встал сразу же после Октябрьской революции. В.И.Ленин рассмотрел этот вопрос даже будучи больным, и в 1922 г. для строительства экспериментального стеклозавода на природном газе вн ... Читать дальше »

Просмотров: 793 | Добавил: My_Derbent | Дата: 26.01.2015 | Комментарии (0)