Петр Первый

Прежде – совсем немного истории. 
Кавказский перешеек, к которому Дагестан географически имеет самое прямое отношение, на протяжении XVI-XVIII вв. являлся ареной противоборства между Персидской и Османской империями. К XVIII столетию Иран (Персия), раздираемый усобицами, с ослабленной центральной властью, уже не мог противостоять агрессивным намерениям Османской империи, зарившейся на его закавказские владения - Восточную Грузию, Восточную Армению и Азербайджан. В Петербурге отдавали себе отчет в том, насколько неприемлемо для России утверждение Османской империи в закавказских владениях Ирана. В своей внешнеполитической деятельности на кавказском направлении Россия основной акцент делала на противодействие военно-политической экспансии Турции. В частности, путем установления военно-политического «союза» с Персией, для которой господство в регионе Османской империи было столь же опасно, что и для России. Турция пыталась установить свой протекторат над всем Закавказьем и Дагестаном, находящихся в вассальной зависимости Персии. К России Турция выдвигала требования восстановить Астраханское ханство и не вмешиваться в кавказские дела. Поэтому российско-персидский альянс был взаимовыгоден. Созданием этого альянса и определялся знаменитый Каспийский (Персидский) поход 1722 г. Петра I.


Большинство историков сходятся во мнении, что Каспийский поход, предпринятый Петром I в последние годы жизни, был вызван желанием императора взять под контроль южные торговые пути, пролегавшие через Персию в восточные страны, в том числе и Индию. Петр I уже давно мечтал установить прямую торговлю с последней, надеясь тем самым приумножить государственную казну и превратить Россию в торгового посредника между Западом и Востоком. Так, еще в 1716 году на поиски удобных путей в Индию царь снарядил экспедицию в Среднюю Азию во главе с князем Бековичем-Черкасским. А русскому послу в Персии Артемию Волынскому Петр I наказывал «прилежно присматривать и искусно проведывать о том, нет ли какой реки из Индии, которая б впала в море Каспийское. Смотреть, каким способом в тех краях купечество российское размножить и нельзя ли чрез Персию учинить купечество в Индию». Однако осуществлению торговых планов Петра I мешала Персия, владевшая в то время прикаспийскими территориями, включая города Дербент и Баку.


Вступление Петра Первого в Тарки. 1722 г. Художник Ф.РубоВплотную заняться делами на востоке Петр I смог только после окончания изнурительной Северной войны со Швецией в 1721 году. К этому времени для решения восточного вопроса наступил удачный момент: в 1722-м году афганскими племенами был свергнут персидский шах Султан Хусейн, а законный наследник персидского престола Тахмасп II вынужден был скрываться в прикаспийских степях. У Петра I появился обоснованный повод для военного вторжения в Персию — защита законной власти. К решительным действиям подталкивали и активные попытки Турции захватить закавказские владения Персии, пользуясь возникшей в стране анархией. Желая во что бы то ни стало предотвратить усиление давнего врага на южных границах России, Петр I объявил поход в Персию. Официальным поводом к походу было обращение сына персидского шаха Тохмас-мирзы к российскому императору Петру I за помощью. Царедворец тех лет граф фон-Бассевич писал в своих исторических записках: «…Ну вот, все готово к Каспийскому походу.

 

Публикуется Манифест с объяснением, что император желает наказать невежественных ханов, позволивших себе оскорбить его, и хочет привести к повиновению непок ... Читать дальше »

Просмотров: 1351 | Добавил: My_Derbent | Дата: 30.01.2015 | Комментарии (0)

Просмотров: 539 | Добавил: My_Derbent | Дата: 30.01.2015 | Комментарии (0)