Территория Мюрего была заселена людьми в глубокой древности. Около населенных пунктов обнаружены могильники, курганы и поселения. На территории самого селения обнаружены 4 могильника (IV-VIII вв. до н. э.), один из которых в 2 км к западу от селения в местности Шулла МухI, датируемый VI-VIII вв. н. э., второй - в 5 км к югу от Мюрего в местности Мержнела ХIяб (IV-VI вв. до н.э.), третий - в 7 км от селения, к северу от кутана Деглигай, на правом берегу реки Кака-Озень, в долине Унцгухьла-Къарула. относящийся к начальным векам I тысячелетия до н. э., четвертый могильник расположен в 8 км от Мюрего, к северо-западу. Территория, занимаемая ныне селениями Сергокала, Кацакамыш и Ленинкент, в прошлом отчасти принадлежала мюрегинскому обществу. Поэтому обнаруженные здесь археологические памятники имеют непосредственное отношение к истории Мюрего. Сергокала и Кацакамыш возникли позднее. Население здесь исповедовало христианство. Это подтверждает крест, найденный в могильнике поселения «Мяхярхебла».

Древние поселения существовали вплоть до арабских завоеваний в Дагестане. Согласно народным преданиям, сел. Мюрего образовалось в результате объединения 7 поселений; Мяхярхебла, Шила, Гяя, Кизала, Цлла муза, Зергила дян, Валкала им, Кебях шила, Тантбела варала. Некоторые из них известны и под другими названиями, например, поселение Мяхярхебла известно как Шамшальар, Шила гяя - как Шула гяя, Кебях шила - как Батурши.

По другим преданиям, кроме указанных 7 поселений, были и другие: Майдунти, Эркай, Целда, Мернела хяб, Каркала када, Чейтула гяя.

Среди жителей соседних даргинских поселений распространено мнение, что название села возникло из двух даргинских слов: «мер» и «агорте», что означает «не имеющие места земли». Есть и такая версия, что слово «Мюрего» произошло от арабских слов «муракаб» или «мураъгаб», означающих «объединение».

Все семь поселений были заселены людьми, принадлежавшими одной родовой группе, и объединились они, по преданиям, в результате угрозы со стороны иноземцев, т. е. причиной их объединения послужила внешняя опасность. В результате объединения образовалась даргинская территориальная община - одна из крупнейших в средние века. А произошло это до принятия жителями ислама: об этом говорят надписи на надгробных камнях - они не арабские. 

Некоторая часть населения исповедовала христианство. Об этом свидетельствуют надгробные памятники. Религия часто становилась причиной конфликтов среди населения, поэтому христиане были выселены из села в местность, называемую Тантила БяхI, где сейчас располагается Дешлагар (1700). Там они занимались земледелием, выращивали различные овощные культуры, в частности помидоры. Мусульмане же не могли себе позволить у них что-то брать, т.к. это плоды труда христиан.  

Мюрего привлекало внимание как феодалов Дагестана, так и иноземных завоевателей. Так, во времена нашествий тимуровского войска на даргинские поселения вблизи с.Губден жители села хорошо подготовились к «встрече». По рассказам старейшин села, для защиты был построен земляной вал, а также окопы в местности Хъаршила муза. Но Тимур не дошел до Мюрего, а разбил лагерь недалеко от села. Рассказывали случай, когда воин Тимура украл мюрегинскую девушку, а ее отец Баганд, узнав об этом, погнался за похитителем и, не доезжая до места под названием Чятила дубла, догнал всадника, увозившего его дочь, у ... Читать дальше »

Просмотров: 1257 | Добавил: My_Derbent | Дата: 31.03.2015 | Комментарии (0)