Аул Бурши расположен в 22 км от райцентра, выше по течению реки Казикумухское Койсу на высоте 2250 м над уровнем моря. Это самое удалённое в сторону гор селение района, если не считать переселённое на плоскость селение Чаравали. До ближайшего населённого пункта Хулисма от Бурши - 10 км.

Климатические условия здесь очень суровые, поэтому основным занятием, позволявшим людям добывать пропитание, издавна было животноводство. На земле буршинского джамаата до революции было устроено 42 кошары для овец. Окружающая местность имеет богатую топонимику, которая для каждого взрослого буршинца служит устной картой.

Для историков и этнографов могут представлять интерес старинные подземные строения, оставшиеся ныне под саклями селения. Под отлогой частью аула находится четырёхугольное помещение, известное в народе как "БурчIаппал" (кабаний хлев). Оно представляет собой большой зал, крыша которого устроена из огромных каменных плит, опирающихся на квадратные каменные колонны. С четырёх сторон хлева устроены выходы наружу. Второе подземное сооружение устроено под старой мечетью, изнутри имеет округлую форму с множеством ниш на стенах. По рассказам старожилов, оно имело подземный выход к реке.

На сельском кладбище, по рассказам стариков, были надмогильные камни с надписями на арабской графике 900-летней давности. В 30-е годы они были уложены в фундаменты здания сельсовета и правления колхоза, а также кладбищенской стены.

При закладке фундамента дома М. Саламова было обнаружено захоронение, сложенное из камня, по форме напоминающее тандыр, в котором были найдены кости двоих человек, похороненных в сидячем положении, черепки глиняной посуды, спиральный змееподобный браслет с нанизанными бусинами, изготовленный из бронзы. Замир-Али Каяев, осмотревший это захоронение по просьбе Магомед-Раджаба Саламова, учившегося у него, сделал заключение, что это - захоронения язычников, а возраст поселения Бурши - не менее 2000 лет. Браслет из захоронения А. Каяевым был передан в краеведческий музей в Махачкале.

Коренными тухумами аула считаются четыре: МинтIухъул (к этому роду принадлежат и Нажу-Кьюжухъул), Гьиги-ХхутIахъул, Аьрабустанхъул и Кьакьрахъул.

Пастбищ на землях аула много, а пахотной земли мало. Поэтому для посевов устраивали террасы на южных склонах правобережья реки.

Юзбаши (старосту) аула выбирали на год. Каждую пятницу он на годекане отчитывался перед джамаатом, там же обсуждались все важные для общества вопросы. Такова была горская народная демократия. За справедливое решение всех проблемных вопросов в джамаате юзбаши из рода Минтуевых Рамазан более 50 лет переизбирался на эту должность.

Директорами школы работали: Цаххаев Ибрагим, Магомедов Шахбан, Какраев Юсуп, Магомедов Курбанмагомед.

В селе раньше было две мечети. В большую (джума) мечеть была проведена вода.

Когда уборка посевных заканчивалась и скотину заводили в зимние стойла, буршинские мужчины уходили на заработки в Закаталы и в Кюринский округ. Те, кто на заработки ходил в Табасаран, научились лудильному ремеслу. А кто уходил в Закаталы, овладели мастерством златокузнеца. Из них известными мастерами по золоту и серебру стали ЩутIухъал АхIмади, его сыновья Ибрагьим, МухIаммада, МухIаммад-Наби; бр ... Читать дальше »

Просмотров: 981 | Добавил: My_Derbent | Дата: 24.04.2015 | Комментарии (0)