Хаджалмахи - крупное селение в Левашинском районе Дагестана (второе по численности населения в вышеуказанном районе). Население 5687 человек (48.3 % муж. / 51,7 % жен.) по переписи 2002 года, подавляющее большинство даргинцы. Язык даргинский, цудахарский диалект.

История возникновения

На территории нынешнего села Хаджалмахи было пять поселений: Аяла-бек, Берламик, Капи, Рагала-дирка и Суахар. В 1396 году Дагестан подвергся нападению золотоордынского хана. И четыре из пяти поселений были полностью разрушены, нетронутым остался Суахар. Старики, женщины и дети из разрушенных сел во время нашествия были спрятаны в пещерах, где они остались жить после того, как их мужья погибли в сражениях с монголо-татарами (предположительно они присоединились к жителям крупного близлежащего с. Акуша и участвовали в битве с Тимуром у данного села, где горцы потерпели сокрушительное поражение). Суахар-было небольшое феодальное владение во главе с талканом. Люди этого ханства были настолько бесправны, что не могли даже дочерей своих выдавать замуж без ведома талкана. Среди девушек этого ханства нашлась одна с сильной волей, и когда наступило время замужества, она заявила своим родителям, что скорее умрет, чем пойдет в дом талкана за разрешением. Родители стали отговаривать её не делать этого, но девушка была непреклонна. Она, её брат и жених сговорились между собой и совершили побег из села и направились в сторону Кази-Кумуха и остановились на ночь. Ночью над шалашом свила гнездо ласточка. Так появилось село Цудахар-село предков жителей с. Хаджалмахи (в переводе с лакского "цIу дакъар" - нет огня). В дальнейшем из каждой семьи, где было много сыновей выделяли юношу, чтобы тот селился в ближайших окрестностях.

Предположительно это связано с тем, что у каждой семьи количество пахотной земли и садов было ограничено. Таким образом образовывались отселки ("отселок" на дарг.- "мащи"), служившие в свою очередь заградительныи пунктами к самому Цудахару. Одним из таких пунктов явился и Хаджалмахи, получивший название от имени первого поселенца Хужа, который начал строительство села и вернул людей из пещер. ?Хужа появился и начал строить село в конце XV в начале XVI века? К. А. Ахмедов. Долгое время село называли Худжал-ая, а не Хаджалмахи. Дословно если перевести с цудахарского диалекта даргинского языка ?ая?-это аул, смысловой перевод ?Худжал-ая? ? это аул в котором живут потомки Хужа, ?Хужала? ? это притяжательное наклонение от имени Хужа, соответственно ?Хужала мащи? ? это ?отселок (поселение) Хужа?. Впоследствии из-за сложности произношения на русском языке ?Хужала мащи? или ?Худжал-ая?, появился своеобразный облегченный для произношения на русском языке симбиоз обоих названий села ("Худжал-ая" и "Хужала мащи") - "Хаджалмахи".

Первоначально село находилось на возвышенности, обосновывалось это необходимостью защиты села от нападений, происходивших нередко в те времена.

Впоследствии царские власти построили военное укрепление на этой местности, переселив жителей, проживающих там, в более низменную местноть "шарли".

Хаджалмахи во время Кавказской войны

Летом 1812 г. в Кайтаг, где была резиденция генерала Хатунцева, прибыли старшины всех даргинских обществ. Они просили принять их в российское подданство и от имени своего народа дали присягу на верность русскому царю и утвердили свои присяги печать ... Читать дальше »

Просмотров: 1600 | Добавил: My_Derbent | Дата: 05.06.2015 | Комментарии (0)