"Больше фотографии смотрите в разделе "фотоальбомы""
Сравните асфальтобетонное шоссе с узкими автодорогами и тропами, глядя вниз с которых дух захватывает, дома с паровым или газовым отоплением - с саклями, где только в одной комнате топится печь, распространяющая больше кизячного смрада, чем тепла, квартиры с горячим и холодным водоснабжением, просторными ваннами - с аулами, где горянки носят воду в кувшинах от родников по скользким улочкам, просторные поливные поля, где трактор пашет за час несколько гектаров, - с террасными, на которых иной раз и лошади с плугом негде развернуться, дешево достающиеся корма, и дающих за год до пяти тысяч литров молока степных коров - с горными худобами, которые едят скошенное вручную дорогое сено и дают от силы 600-800 литров молока... Жизнь людей на равнине и в горах находится в двух несопоставимых плоскостях. А ведь есть целые аулы, жители которых полтора десятилетия жили на равнине, но предпочли вернуться, восстановить развалины домов на исторической родине, в самой что ни есть дальней горной глуши. Как живут люди в таких аулах, например, в Хварши и Хонох Цумадинского района?

Добраться до этих населенных пунктов и летом нелегко, а зимой - рискованная затея. Но преодолевшего тяжелый путь и поднявшегося на альпийские пастбища Бочох человека возблагодарит вид необычайно красивого, неповторимого пейзажа - лес вершин, на южных склонах их притаились похожие на воробьиные гнезда аулы. Колоритен взирающий на все это сверху седловидный конус вершины горы Усука - так называют хваршинцы вершину Аддалашухгель меэр.

Рассказывают, что аул Хварши возник в незапамятной древности, одновременно с аулами Инхоквари, Сантлада, Квантлада, Хвайни и другими, жители которых имеют родственные связи и говорят на одном языке. Тухум Бояб, например, столь древен, что позабылась даже легенда о его происхождении. О других известно, что они возникли из числа переселенцев из разных аулов Дагестана и Грузии.

Но и в этой поднебесной глуши люди жили в общем историческом процессе. Хваршинское общество, как говорят легенды, умело защищать себя, воины не оставались в стороне во все времена, когда приходилось защищать родину от иноземных захватчиков. В Хварши помнят рассказы о советнике имама Шамиля Загалав-дибире, имена других мюридов, принесших свои жизни на алтарь борьбы за свободу.
Вспоминают в речах и поминают в молитвах имена погибших в Великой Отечественной войне земляков, оказывают подчеркнутое уважение и посильную помощь живым ветеранам войн. Часто говорят в ауле о заслугах работающего некогда заместителем председателя Цумадинского райисполкома и помогшем многим родному аулу Азизе Азизмагомедове, трактористе Омаре Магомедове – одном из тех, кто проложил в 1981 году автодорогу до аула.

Насильное отселение в 1944 году на территорию Веденского района Чечни нанесло аулу жестокий удар. Старики не перенесли переезда, другие помирали от неизвестных в родных горах болезней. Чувствовали себя в чужом краю столь неуют- неуютно, что на новом месте за долгое время ничего не построили.

В 1957 году, когда предоставилась возможность вернуться на родину, впервые за всю историю хваршинский джамаат не пришел к единому мнению. Часть ж ... Читать дальше »

Просмотров: 904 | Добавил: My_Derbent | Дата: 13.06.2015 | Комментарии (0)