Величественна и прекрасна природа Дагестана. Но, сколько перевидали она и ее народы за долгую свою историю. Сравнительно небольшой уголок земли всего в 50,3 тыс. кв. км., где живет свыше 30 народностей, но она всегда была лакомым кусочком, на которую зарились даже далекая Римская империя, а затем Сасаниды. Византия, Арабский Халифат, Монголы, полчища Тимура, полчища кочевников Кара-Коюнлу во главе с султаном Искандером, затем сефевиды, затем опять иранцы и турки, сменяя друг друга, вторгались в Дагестан. Длительная борьба с врагами выковала особого склада людей-дагестанцев.

В братскую семью народов Дагестана входит и немногочисленный, но гордый народ агульцев. Одним из сел Агульского района является селение Яркуг. Расположено селение Яркуг у входа в Кушан -дере на левом берегу реки Кушан-чай c Востока и с Запада село защищено глубокими ущельями, на дне которых извиваясь текут речки ,а с южной стороны село было защищено крутыми обрывами и для надежности были построены крепостные стены с надежными воротами. Существует легенда, которая гласит, что первоначально с. Яркуг представлял собой хорошо укрепленная крепость, со всех сторон окруженная крепостной стеной и с мощными воротами. Однажды врагам удалось подкупить одну старушку, отдав ей горох и другие подарки, и она, усыпив бдительность стражи, открыла ворота и впустила врагов, в результате крепость оказалась разрушена, а люди оставшиеся в живых часть переселилась и основала новое селение Кулардж, а часть осталась в селении. Событие это произошло, наверное, ещё в до арабский период, так как в топонимике этого периода арабские названия ещё не употребляются. По довольно большому количеству эпиграфики можно сделать вывод, что в селении имелась школа. В одной эпиграфике имеется дата 677 год, которую, скорее всего, следует считать годом основания села.

Первоначально в селении проживали 27-29 семей, которое представляли четыре тухума: джамалар, куттурар, мусавур, умартар. В селении имелись три мечети, но одновременно все три в силу каких-то причин не работали. От одной мечети остались только развалины и фундамент минарета, у второй мечети провалилась крыша, но сама сохранилась в целостности, а третья мечеть после реставрации и сейчас функционирует. При мечети имелся мактаб, где учились дети разных возрастов одновременно. Обучение в мактабе было платное, поэтому не все могли в ней учиться да и функционировала она не постоянно, так как муллу приглашали со стороны. Некоторые, окончив мактаб в селе, отправлялись продолжить учебу в селение Кумух, которого сельчане называли Кумух-шавур.

Большой популярностью в селе и за пределами пользовались такие люди, как мулла Курбан и его сын Базай, который знал не только грамматику арабского языка, но еще знал русский язык, что тогда было редкостью. Другим известным муллой из селения был Гаджи, который работал муллой в селении Лака Хивского района. Он хотя не работал в селении муллой, но пользовался большим авторитетом и уважением. Такой же популярностью он пользовался и за пределами села, о чем свидетельствует следующий случай. Однажды побывав у отца, возвращался домой его сын, ведя на поводу коня с поклажей. Когда он уже удалился от села на приличное расстояние, вдруг выскочили абреки и схватили коня под узды. Главарь абреков спросил у мальчика: «чей он сын и куда едет». Когда узнал, что он сын муллы Гаджи, то велел отпустить его и не тронуть его имущество.

... Читать дальше »

Просмотров: 665 | Добавил: My_Derbent | Дата: 22.06.2015 | Комментарии (0)