Цекобский сельсовет образован декретом ВЦИК от 20.01.1921 г. в составе Ахвахского участка Андийского округа, как Цекобский.
С 1928 г. Цекобский сельсовет входил в Кахибский, с 1960 г. в Советский, а с 1994 г. Шамильский район. Постановлением ЦИК ДАССР от 6.10.1929 г. присоединён сел. Хучада в Цекобский сельсовет. Постановлением президиума ЦИК ДАССР от 26.04.1935 г. с.Хучада вновь выделился в самостоятельный сельсовет. Постановлением Президиума ВС ДАССР от 19.08.1954 г. к ней присоединена территория упразднённого Тлянубского сельсовета.
С древнейших времен селение Цекоб под разными схожими названиями Зеко, Цеко (ЦIекIо) Цекоб (ЦIекIоб), также как селения Ратлуб, Тлянуб, Хучада, Ассаб, Дагбаш, Изано, Тадмагитль, Кудиябросо, Лологонитль до XVII века относился к Ахвахскому вольному обществу.
Время основания селения Цекоб в археологической, исторической литературе не отражено. Временем его основания нельзя называть период поселения оседло земледельческих племен, когда человек начал возделывать землю, заниматься скотоводством на данной территории.
Образование села Тлянуб считается несколько ранее сел. Цекоб. В этих селениях в Х-ХШ веках жили люди христианского вероисповедания. Это доказывает сохранившиеся в с. Тлянуб знаки христианской росписи на камнях стен зданий Халиматилава и Султанилава. Принятие ислама Цекобцами можно отнести к периоду похода Темирлана в Аварию (Анди, Ахвах) I396г., который мечом насаждал ислам и свою войну называл «Войною с неверными за веру», а также к периоду I475 гг., когда приняли ислам в селениях соседнего Гидатля.
Первое упоминание об алимах, арабистах-Цекобцах датировано I848 годом, когда имам Шамиль в комиссию по определению границ земли, спорной территории между Ратлубцами и Хучадинцами включили алима из Цекоба Омара. Последующее упоминание об алимах-арабистах Цекоба дается в переписи населения Гунибского округа Гидатлинского участка I886 года, в котором отмечены Абдула Амир Оглы (50 лет), Амирдибир Амир Оглы (5I год), у которого имелся сын Жамалудин (6 лет), Абдула Магомед Оглы (28 лет), сыновья Раджаба: Гитинав и Магомед (3I,28 лет). К арабистам XX века относятся имамы мечети Муртазаалидибир, Магомедов Давудласухмадибир, Амирдибиров Жамалудин, Нурмагомедов Гирай, Османов Магомед, Идрисов Ибрагимхалил, Имамов Магомед, Имадов Гаджи, Абдуллаев Магомед. На сельском кладбище похоронены три Шейха: Шахбан Шайих, Мусалав Шайих, Хизри Шайих. Над могилой Шахбан Шайиха построена комната -зиярат и к ней полузакрытый навес для соблюдения исламских ритуалов теми, кто пришел на зиярат. Здесь на зиярате раскрылся и карамат Гамзат Афанди из Тляха, когда он работал в Цекобе мастером серебряных украшений.
У въезда в селение, между двумя могилами, находятся памятники -надгробные плиты воинам погибшим в боях Имама Шамиля. На плите гласит: «Храбрый, умелый и ловкий юноша Давуд сын Абду, погиб в бою с неверными в крепости Машах I855-I856гг.
Селение Цекоб, ее земли и горы находятся от I608 до 33I2м над уровнем моря. Само селение расположено на I805 м. над уровнем моря, а самая высокая гора Тураари возвышается над уровнем моря 33I2 м
...
Читать дальше »