Вплоть до последнего времени у аварцев, как и других народов Дагестана, сохранились многочисленные пережитки доисламских верований, функционировавших на этой территории с древнейших времен. Обобщенное наименование комплекса ранних форм религии, предшествовавших появлению более развитых монотеистических религий, - язычество. Наиболее четко по полевым материалам выделяются реликты тотемизма, магии, шаманства, культов политеистических природных и домашних божеств.

Самым ранним свидетельством бытования тотемизма (вера в кровнородственную связь определенного коллектива людей с тем или иным природным объектом, чаще всего видом животных или растений), в Дагестане являются изображения мезолитического времени из местонахождений Чинна-Хитта и Чувал-Хвараб-Нохо в Гунибском районе. (Котович В. М., 1976, 1984).

Отголоски тотемистических верований проявляются в особом отношении к определенным частям тела некоторых животных - клыкам, когтям, частям шкуры, лапам и т.д., которым приписывались свойства охранительного продуцирующего или лечебного характера. Так, например, в одних селениях был обычай вешать лапу медведя в хлеву или конюшне, чтобы скот лучше плодился, в других - использовали медвежьи клыки против сглаза, прикрепляя их к талисману на шее лошади, в третьих - медвежью шкуру вешали в сарае как оберег. Реликты тотемистических воззрений, связанных с медведем, исследователи видят и в некоторых фольклорных сюжетах, рассказывающих о браке человека с медведем и последующем рождении получеловека-полузверя (Булатова А. Г., 1984). С тотемистическими воззрениями в отношении медведя и волка можно связать и звериные маски ряженых. У аварцев ряженый вообще назывался медведем, волком или в наименовании его объединялись медведь и волк (си-баца). В некоторых аварских селениях (Чох, Гочоб, Орода, Мачада, Тиди) сохранились следы тотемистических представлений, связанных с орлом. Его перья, когти и клюв использовались в качестве талисмана, а сам он почитался как могучая и отважная птица, убийство которой считалось грехом. (Чуреин Г. Ф., 1928).

Лучше сохранились в верованиях аварцев разнообразные магические представления и обряды, связанные как с семейной, так и производственной сферами жизни. Центральной идеей их было обеспечение и сохранение плодородия. Наиболее ярко магические верования проявились в обычаях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей. Идеей продуцирования была проникнута уже вся свадебная обрядность. Это обливание невесты водой, осыпание ее золой, мукой, зерном, сластями по пути в дом жениха и при входе в него, сооружение деревца, украшенного яйцами, орехами, фруктами как атрибут свадебного торжества и другие.

Много магических действий было связано с рождением и воспитанием ребенка. Это, в первую очередь, различные способы магической защиты ребенка от всевозможных заболеваний. В качестве таковых выступали различные предметы, пришиваемые к его одежде, - раковины, перламутровые бусины и пуговицы, колечки от кольчуги, кабаньи, волчьи клыки и др. Роль оберега выполняли и соответствующие элементы орнамента вышивки на предметах одежды и постельных принадлежностях ребенка - крест, спираль, древо жизни. Под подушку ребенка клали обычно какой-нибудь стальной предмет, чаще нож или ножницы, кусочек хлеба, прутики метелочной травы. В случае, если ребенок все-таки заболевал, использовали различные магические приемы для снятия причины болезни, ... Читать дальше »

Просмотров: 636 | Добавил: My_Derbent | Дата: 25.08.2015 | Комментарии (0)