Чеченцы-аккинцы (самоназвание - аъккий) представляют собой этническую группу чеченцев, проживающих в Дагестане. Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Наиболее раннее упоминание об аккинцах встречается в письменных источниках XVI-XVII веков. Дагестанские чеченцы-аккинцы являются переселенцами из Лам-Акки, расположенной в верховьях реки Гехи (отроги Главного Кавказского хребта на нынешней территории Чечни).

По поводу происхождения аккинцев известный историк и этнограф У.Лаудаев писал: “Ауховцы называются аккий; название это они получили от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли тейп из аккинской фамилии. Скудные земли, принадлежащие этому тейпу, заставили половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыки и русские их называли ауховцами; сами же они для себя, как и для чеченцев, удержали название первобытной фамилии Аккий, т.е. выходцев из Акки”.

Расселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, аккинцы образовали Ауховское общество. Аккинцы из тейпа Парчхой основали два села: Шир-Юрт (Юрт-аух) и Парчхой ( Акташ-Аух); выходцы из тейпа ЦIечой - аул ЦIечой (Кишень-Аух). Несколько позже выходцы из тейпов Беной, Цонтарой, Курчалой и другие основали еще несколько аулов, которые также вошли в состав Ауховского общества. После образования Ауховского общества, в течение последующих четырех веков, аккинцам пришлось претерпеть несколько переселений. В конце XVI века часть аккинцев была вынуждена перебраться в Терский городок (нынешний Кизлярский район).

В XVII-XIX веках Ауховское общество насчитывало девять аулов.

Другая этническая группа дагестанских чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу по соседству с кумыками, примерно в XVI-XVIII веках. В XVII-XVIII веках на равнину устремились также выходцы из карабулакских тейпов (Н.Т.Волков. Топонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.,1973, с.150). Оказавшись после переселения в Аух на землях, подвластных дагестанским феодалам, аккинцы вынуждены были вступить в даннические отношения с аварскими ханами и кумыкскими феодалами (в частности, с эндиреевскими князьями), владевшими равнинными землями. Подселение в ауховские аулы чеченцев продолжалось в XIX веке и позже, вплоть до начала 1940-х годов. После переселения в Дагестан аккинцы подверглись определенному культурному влиянию соседних дагестанских народов, одним из последствий которого была исламизация ауховцев.

Особенности этнополитической истории, а также относительная изолированность аккинцев нашли отражение и в их языке, сохранившем наиболее древние формы вайнахских языков.

Примерно половина аккинцев была переселена в равнинные кумыкские аулы в 1841 году, в основном в Эндирей-аул. В 1877 году произошло новое насильственное переселение аккинцев в аулы Кумыкского округа, которое было связано с поражением национально-освободительного восстания горцев 1877 года.

С образованием в 1860 году Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа, переименованного позднее в Хасавю ... Читать дальше »

Просмотров: 1243 | Добавил: My_Derbent | Дата: 23.10.2015 | Комментарии (0)

Слово ашура имеет важное значение у представителей различных религий и масхабов, десятый день месяца мухаррама ашура происходит  из корня "ашр" и "ашир" или же связанное с пастушеством верблюдов "ышр". Вместе со сторонниками о происхождении этого слова с арабского языка, существует и те, кто принимает это слова за слово из иврита. Но большинство ученых не согласны с этим, они единогласны во мнении об арабском происхождении слова ашура.      

Мнения о возникновении ашуры, описанные в источниках возможно отразить в двух видах:

  1. Досточтимый Муса и его племя избавились от притяснений фараона и в этот день евреи обязаны соблюдать пост.
  2. Начиная от досточтимого Нуха, во всех семитических религиях и у арабов периода джахилийа с времен пророка Ибрахима это очень выжный день и вместе с этим день соблюдения поста.

В период джахилийа Пророк Мухаммад до пророчества тоже соблюдал пост ашура, который соблюдали курайшиты, затем одно время он перестал соблюдать этот пост и потом с хиджрой в Медину, следуя шариату досточтимого Мусы, до введения фарза уразы рамадана, один или два раза соблюдал пост и повелел и мусульманам тоже соблюдать пост ашура. И  даже из-за отсутствия повеления Всевышнего по данному вопросу, Пророк Мухаммад через глашатаев объявил народу о посте ашура и повелел следующее: в случае если кто не успеет совершить намерение на пост, а узнает об этом в первой половине дня, то с этого момента будет обязан соблюдать пост ашура.1 До введения фарза уразы в рамадан, длящийся двадцать четыре часа пост ашура, с этого времени, по единогласному мнению ученых не предписывался религиозным правом, но является добрым делом.

Существуют достоверные хадисы о важном значении дня ашуры и соблюдении поста в этот день арабами периода джахилийа и о соблюдении Пророком Мухаммадом этого поста до порочества. 

Посланник Аллаха предупреждал правоверных избегать подражаний евреям и появления ложных мышлений и введений в основу Ислама и советовал мусульманам соблюдать уразу не только в день ашура, но и в девятый, десятый и одиннадцатый дни мухаррама. Отличительными признаками учений Ислама и иудаизма являются:

  •  

Мусульмане признают лунный календарь, который меняется в течении двенадцати месяцев года;

  • Евреи признают свой смешанный солнечно-лунный календарь, который изменяется только в сентябре - октябре;
  • Евреи соблюдая искупленный пост празднуют этот день;
  • Мусульмане, следуя сунне предыдущих пророков всего лишь соблюдают пост в этот день.
  • Ашура в истории Ислама имеет и политическое значение. По ... Читать дальше »

Просмотров: 825 | Добавил: My_Derbent | Дата: 23.10.2015 | Комментарии (0)