Село Элакатмахи входит в состав Джангамахинского сельсовета и расположено в 3 км от Джангамахи. В 1895 г. здесь был 81 дом (хозяйство) и 298 человек: это, пожалуй, больше, чем в самом Халакате (Джангамахи). Сегодня на станции Ачи проживают 650-700 человек, имеется 160 хозяйств, подавляющее большинство которых из Элакатмахи. Если люди ранее возили умерших в село, то сейчас на станции Ачи отвели специальный участок под кладбище и хоронят там. По состоянию на 2004 г. здесь похоронено 85 человек. Первым был похоронен Шейхов Мирза-Магомед Аскадинович. Процесс распада села Элакатмахи начался в 1952 г. Отсюда в массовом порядке люди начали выезжать на заработки в Ставрополье, Калмыкию и другие места.

Точное время образования Элакатмахи, как и других хуторов, в архивных документах не указано. По воспоминаниям старожилов, оно образовалось одновременно с Халакатмахи (Джангамахи). Элакатмахи – единственный из хуторов, входящих в Джангамахинский сельисполком, имеющий свое отдельное кладбище, а из остальных хуторов возили хоронить в Джангамахи. Название Элакатмахи идет от слов «эла» - задний и «кат» — квартал, махи - хутор. Он стал задним хутором, поскольку впереди стоит Халакатмахи (Джангамахи). Элакатмахинцы имеют два источника воды на расстоянии 600-700 м от села, из которых воду возят на арбах, быках, лошадях, ишаках, несут в кувшинах. Народ здесь исконно был трудолюбивым, работали от зари до зари, но подводили суровые климатические условия и неплодородная земля. Сказывалось и отсутствие орошаемой земли, что не давало возможности заниматься садоводством, овощеводством и т.д. Основное занятие элакатмахинцев, как и большинства горцев, земледелие и животноводство.

Среди элакатмахинцев было очень мало состоятельных людей. В период коллективизации вовсе не было раскулаченных. Собственные земельные участки имел почти каждый житель села, кто больше, кто меньше. Землю обрабатывали быками, лошадями и изредка ишаками. Сеяли в основном озимые и яровые культуры: пшеницу, рожь (сущ), ячмень (мукъи), овес (никъя), ячмень голозерный (молгар), коноплю (къама), просо (мучи), лен (урчеш), сажали картофель, морковь, горох (къара). Эти же культуры продолжали сеять и после создания колхоза.

Каждая семья имела крупный рогатый скот, овец, ишаков, а некоторые - лошадей. Большинство семей содержало птиц: кур, гусей, индюков. В свободное от сельскохозяйственной работы время занимались продажей лесоматериалов, огородничеством, выезжали на заработки и т.д. Женщины, в основном, занимались домашним хозяйством, изготавливали паласы, сумахи и продавали их.

В селе была своя старая неприспособленная мечеть, которая располагалась на территории дома Абдулхалимова и была разрушена в  1930 году. В том же году мечеть заново построили лучшие строители – Ибрагимов Багандали, Ибрагимов Магомед, отец Абдурахмана (дяхIам) из с. Джангамахи.

В 1998 г. мечеть обновили, привели в порядок как внутри, так и снаружи. Большую помощь оказал глава администрации г. Махачкалы, председатель Союза местных властей РД, односельчанин Амиров Саид Джапарович. Сельчане ему глубоко благодарны за это. Мечеть в разные времена обслуживали муллы:
1) Абубакар из с. Муги Акушинского района;
2) Пирдазла Курбан из с. Элакатмахи;
3) Вагаб (къулди) из с. Джангамахи;
4) Магомед из Наскента;
5) Абдулваги ... Читать дальше »

Просмотров: 1046 | Добавил: My_Derbent | Дата: 28.10.2015 | Комментарии (0)