Селение Хоредж считается одним из старейших в районе. Об этом говорят народные предания, многочисленные материальные источники в виде надписей на многовековых могильных камнях, захоронения в три слоя, найденные в последние годы в районе новостроек бронзовые и железные наконечники стрел, каменные и железные орудия труда.

Древнее селение находилось на склоне горы Ишна-хъала (Плачущая крепость). Почему плачущая? Дело в том, что во времена монголо-татарского нашествия с этой крепости сбрасывали вниз в ущелье героических защитников, а также женщин и детей. Село стоит у самого входа в знаменитое ущелье Магу-дере, и оно закрывало дорогу войскам захватчиков в Северный Дагестан. А проходить по узкой тропинке можно было только по одному. Только после установления советской власти в Магу-дере построили дорогу, коренным образом изменившую жизнь не только хореджцев, но и народов, проживающих выше — агульцев и лакцев.

Названием села, историей его происхождения никто специально не занимался. Есть предположения и догадки, что название села связано с его месторасположением: Хоредж находился между двумя реками на выступе склона горы и смотрелся как хурджины (хирччвар).

Жизнь хореджцев до революции была тяжелой. Занимались в основном животноводством и земледелием. Многие, особенно женщины, занимались народными промыслами. Но все это не обеспечивало сытной жизни, приходилось уходить на заработки. Многие здоровые мужчины уезжали в г. Баку на нефтепромыслы, в Тифлис, Иран.

Грамотных людей можно было пересчитать по пальцам. Знающими арабский язык считались Халил, Пирмагомед, Карахан, Пир, Аслан и Гасан.

В селении были и состоятельные люди: Султан, Муса, Шахмурад и Гусеб.

Собственные лавки имели Курбан и Муса. Хореджское общество состояло из следующих тухумов: ХатI6ар, МацIирар, Бакыар, Лягьяр, Кирхир, Чаглар, Фачар, Утир, Аьпарар. Село делилось на кварталы (мягьлийир). Сельскими и общественными делами ведал сельский старшина (кавха). Он обеспечивал порядок в селе, занимался судопроизводством, распределением общественных лесов и пастбищ.

Сенокосные участки и пашни передавались по наследству.

В селении были свои известные мастера (устир) по обработке металла, дерева, камня. Они изготавливали домашнюю утварь, орудия труда, строили дома.

С победой советской власти в Дагестане и созданием Хивского района жизнь сельчан начала меняться в лучшую сторону.

В селении в частном доме открыли школу. Из-за отсутствия местных специалистов учителями работали приезжие, в основном русские. Одна из них - Евдокия Тимофеевна — вышла замуж за местного парня и создала инте ... Читать дальше »

Просмотров: 1491 | Добавил: My_Derbent | Дата: 05.12.2015 | Комментарии (0)