10:47 Андых, Шамильский район | |
Селение Андых расположено далеко в горах у подножия одного из гряд Богосского массива, названного в официальной печати Зоногох (кстати, сами жители не знают такого названия), на высоте 1754 м. над уровнем моря, где причудливо сочетается суровый климат альпийского высокогорья с мягкой и умеренно-теплой погодой, характерной для долин Дагестана. В народе его называют Боххьиндалъи, что означает «одной ногой в теплой долине». Рано весной в этой долине, тянущейся от самого Аварского Койсу вплоть до селения, буйно расцветают абрикосы, персики, сливы, вишни, груши и другие теплолюбивые фруктовые деревья. Прямо за селом начинаются пашни и сенокосы, постепенно переходящие в альпийские луга и летние пастбища. Они простираются до самого Талоколо, считающегося высшей точкой территории села ( 2772 м). Эту красивейшую картину родной природы дополняет вереница водопадов, срывающихся с окрестных гор и несущих свои воды в Аварское Койсу. Рельеф села по своему положению относится к внутренней части Дагестана. Территория его сильно изрезана мелкими речками и ручьями, протекающими в каньонах. Горный рельеф создает трудности в обработке почв, в силу чего здесь исторически сложилось террасное земледелие, исключающее использование техники. Посевы размещены на небольших участках. Высокость и неоднородность рельефа обуславливает вертикальную климатическую зональность; с подъемом в горы климат становится более прохладным, полусухим, сухим с резко выраженными суточными колебаниями температуры воздуха. Село надежно защищено от холодных ветров с севера и северо-востока горной грядой высотой до 700-800 м. Зима здесь умеренно-холодная, а лето теплое и влажное. Средняя температура в январе - 5-6°С. А средняя июльская температура - плюс 20-22°С. Осадков выпадает значительно больше, чем во многих районах внутригорного Дагестана. Летом здесь часто гремят грозы. Летние ливни и дожди бывают сильными и продолжительными. Большой интерес представляет топонимика села. Нами записано 300 наименований местностей на территории села. Многие из них легко объяснимы с исторической точки зрения: Хъазаралт1а (на Хазаре), ГьатIнихъ (у часовни), ХIайдарил Бакълъи (хутор Хайдара), Сивада нахъа (у башни). Но некоторые представляют сложные наименования, трудные для объяснения - Ганзахъ, ГIандарида. ЦIахIини, Гъабахь и др. Земли Андыха буквально усеяны многочисленными источниками, ручейками, родниками, многие из которых обладают целебными свойствами: Хъах1аб ицц (Белый источник), ГIет1араб ицц (Теплый источник), Хъорсол ицц (Чесоточный источник) Махкараб ицц (Вонючий источник). В местечке Ганзахъ находится единственный в районе источник с соленой водой - ЦIамухIор (Соленое озеро). По преданию, первые поселенцы села пользовались водой источника для приготовления пищи. Сейчас она используется для приготовления соленых ванн. Летом здесь много людей, приезжающих на лечение и отдых. Кроме того, на территории села найдены места с залежами каменного угля высокого качества (хъазаралтIа, гъайичол лъаратIа), квасцов (рикIкIиинохъо), селитры (жансав бахъулеб нохъо). По преданию, опытные мастера во время Кавказской войны по прямому указанию имама Шамиля добывали горную селитру для приготовления пороха. Богата и разнообразна растительность Андыха. Хотя значительная часть территории занята альпийскими лугами и летними пастбищами, здесь растут самые разнообразные фруктовые деревья, кустарниковые ягоды, травы. Бытуют предания, что за селом в местечке КIудияб хьунлъи рос березовый лес. Но из-за набегов хищных зверей в село кто-то поджег его. И поныне там находят пни обгоревших деревьев, да кое-где на склонах гор встречаются остатки мелколесья. Природные условия вполне благоприятствуют для жизни в этих местах таких зверей, как зайцы, лисицы, волки, барсуки, а также ныне исчезающих редких видов птиц: горная куропатка - улар, черный гриф. Андыхцы издавна славятся своим трудолюбием, преданностью религии, обычаям и традициям предков, радушием и гостеприимством; они умеют веселиться. Бытовало предание, что здесь с конца осени и до начала весны не прекращалась музыка: играли свадьбы, причем с продолжительностью 5-6 дней с приглашением многочисленных гостей из ближних и дальних сел. Главной достопримечательностью свадеб был танец в исполнении женщин в разноцветных «хъабало», со строго специфической выкройкой и фасоном, характерным только для этого села. Основным источником существования жителей селения является животноводство, особенно разведение овец и коз, а ныне и крупного рогатого скота. Определенный доход приносят и сады, главным образом груши и яблони, а высушенные на солнце горные абрикосы и их разновидность курага, выручавшая андыхцев в самые тяжелые годы (раньше продавать ее выезжали в города Дагестана и Поволжья), ныне не дают дохода. В старину хорошей славой пользовался особый сорт горной красной пшеницы, названной Андыхской. Сельчане выращивали ее повсеместно на горных склонах. Обработка шерсти, изготовление шуб и ткачество также служили подспорьем в хозяйстве аульчан. Долгими зимними ночами женщины занимались ткачеством, производством особого сорта сукна «сугур». Есть предание, что каждая женщина должна была в течение зимних месяцев выткать 8 отрезов «сугура». Сбытом их занимались преимущественно мужчины в селах Кахетии, Цора, Закаталах. Кроме этого, в свободное от сезонных работ время (осенью, зимой) мужчины выезжали на заработки соседние области, города. Отходничеством жители населенных пунктов внутри Дагестана занимаются до сих пор из-за отсутствия работы у себя в аулах. У отдельных семей было 8 мельниц на Андыхской речке, которые работали круглый год и приносили их владельцам хороший доход. Некоторые занимались бортничеством, были лица, имевшие на своей пасеке более 100 ульев. Сельские умельцы изготавливали орудия труда в собственных кузницах. Люди обитают здесь с древних времен. Об этом свидетельствуют бронзовые украшения и утварь, найденные в могильниках на краю села, захоронения людей по языческому, христианскому обрядам, а также стоянки, обнаруженные в местечках Арутль, Чунтаросу, Илизанил Бакли, христианская часовня в нижнем течении Андыхской речки недалеко от Датуна, некоторые обычаи и верования седой старины: разжигание огня в ночь зимнего солнцестояния «Хасел чун сордо» и др. В окрестностях аула и в нем самом, по нашим данным, находилось несколько сигнально-сторожевых башен. Время донесло до нас лишь названия местностей, где они высились (Сивакь, Сивада нахъа) да остатки их фундаментов, которые до сих пор можно различить (Жавалуши). Нынешнюю историю село начинает с 1431-1449 годов. По записям, найденным на обложках арабо-язычной книги в с. Гоготль, явствует, что именно в эти годы основан Андых. Основателями села считают выходцы из Хунзаха во главе с сыном хана Сурхаем. Обращение его ко всем желающим поселиться здесь после перечисления преимуществ села обычно заканчивалось словами «Гьани дихъе рачIа» (буквально -«придите ко мне»), что послужило названием села. В дальнейшем к первопоселенцам присоединились представители еще около девяти тухумов из разных мест Аварии. В результате образовался своеобразный букет из выходцев разных джамаатов, ставший со временем сплоченным сельским обществом. В книге профессора Х-М.О.Хашаева «Общественный строй Дагестана в XIX веке» говорится: «В настоящее время в Андыхе числится 9 тухумов, которые носят следующие наименования: цунтал, т.е. дидойцы, выходцы из Дидоя; касмал-касум, по имени одного из трех братьев, которые прибыли в Андых в качестве канлы из с. Корода; хоросел - буквально «хоринцы», т.е. выходцы из с. Хоро Тляратинского района; тлебелал - выходцы из общества Тлебел; каршинаби - выходцы их Верхнего Буртуная; инусилал, халипалал, интилал и нуцалчи - выходцы из с. Хунзах. Тухумы здесь называют не по имени предка, а по прежнему местожительству. Именами предков названы только тухумы первых переселенцев из Хунзаха». К сказанному следует добавить, что более поздние исследования показали, что в селении проживают еще 7 тухумов. По данным статистического справочника «Административное устройство Дагестана» за 1902 год (стр.53), в Андыхском сельском обществе числилось 180 домов и число душ мужского пола 300, а женского - 257. После присоединения Дагестана к России Турутлинский участок с центром Андых входил в состав Аварского, а с 1899 года в состав Гунибского округа, но под названием Тилитль-Гидатлинский участок. Село славилось своими яркими личностями, талантливыми мастерами, шаирами, силачами, целителями, общественными деятелями. За почти пятисотлетнюю историю своего существования из Андыха вышла блестящая плеяда арабоязычных ученых во главе с тарикатским шейхом Хумайд-Афанди и ученым-богословом, астрономом и историком Хадис-Дибиром. Их насчитывают более 15 человек. В 2003 году общественность района и села торжественно отметила место и роль Хумайда-Афанди в укреплении нравственного миропорядка и духовного возрождения нашего общества. Более 10 человек участвовали в Кавказской войне, некоторые пали смертью шехидов. Воевали они в русско-турецкой кампании 1877 года, сражаясь у стен неприступной крепости Каре, в русско-японской, империалистической и гражданской войнах. Особая страница истории села - это участие наших земляков в Великой Отечественной войне. Из 73 андыхцев не вернулись с полей сражений 37 человек. В сердцах аульчан о них сохранилась вечная память. В 1927 году в Андыхе открылась первая школа. В 1965 году она стала средней. За эти годы она выпустила из своих стен 525 человек со средним образованием. Из них 117 человек получили высшее образование. А всего в селе 160 человек с высшим образованием, среди них 1 доктор и 4 кандидата наук. В октябре 2007 года состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию основателя Андыхской средней школы. Андыхцы поистине гордятся своими земляками, известными всей нашей республике. В их ряду народный писатель Дагестана Муса Магомедов, первый доктор наук из Андыха академик Арбули Магомедов, депутат Народного Собрания РД Ариф Алиев, врачи-хирурги Алибеггаджи Мухучиев и Хадис Магомедов, директор ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов, чемпион мира по кикбоксингу Магомедрасул Магомедов, первый заместитель муфтия Дагестана Магдигаджи Мутаилов и другие. В середине 50-х годов начали выезжать аульчане на постоянное жительство в разные города республики. В основном они осели в Буйнакске и Махачкале. Всего за пределами села в настоящее время проживает более 160 человек. В эти же годы произошли крупные социальные перемены в селе. Летом 1955 года построена автомобильная дорога. В 1956 году открылась участковая больница, которая обслуживает жителей 5 селений. Кроме того, в селе функционируют ветпункт, Дом культуры, 2 библиотеки, пекарня, почтовое отделение, несколько магазинов. Колхоз «Андыхский» (ныне СПК «Андыхский»), созданный в 1936 году, пережил в последние годы довольно трудные времена. В настоящее время он владеет 2500 га земли в Бабаюртовской и Кочубейской зоне отгонного животноводства. Центральная усадьба расположена недалеко от с. Татагорт Бабаюртовского района. Хозяйство с каждым днем все тверже становится на ноги, а на центральной усадьбе растет поселок тружеников Новый Андых. В 1966 году село было полностью электрифицировано, благодаря чему жители стали широко пользоваться такими благами техники, как холодильники, радио, телевизоры, стиральные машины. В 60-70-е годы изменился облик села. Началось массовое строительство нового микрорайона в юго-западной части, где раньше находилось большое пахотное поле Кудияб хур. Ныне там выросло благоустроенное село. В эти же годы проложены новая автомобильная дорога и 3 линии водопровода, центральная улица села вымощена камнем, построены здания школы, пришкольного интерната, спортзала, сельского совета, правления колхоза, клуба, участковой больницы. В 1986 году был открыт филиал завода «Дагэлектроавтомат» на 50 рабочих мест, а в 1988-м сдан новый корпус школы на 120 ученических мест В самые суровые годы разгула атеизма андыхцы соблюдали все предписания ислама, в частности не пользовались чужими наделами земли даже в годы коллективизации, соблюдали посты и посещения могил предков по пятницам, а также пятничные молитвы. В селе одной из первых в районе (в 1990г.) открыта мечеть и в течение 6 месяцев заново построена центральная мечеть, восстановлены и отстроены квартальные мечети, молельные помещения на территории аула. Получило дальнейшее развитие духовное образование. Этому способствовало открытие медресе при мечети, где обучаются около 100 мальчиков и девочек. Свыше 200 человек из села в течение 4-5 лет совершили хадж на святую землю. Перестройка, а затем начавшиеся демократические преобразования общества не прошли мимо сельчан. С начала 90-х годов начинается новый этап в развитии села. В июне 1996 года впервые отмечен День села с приглашением и участием гостей и жителей, проживающих вне аула. Около 50 человек за последние 5 лет возвели новые дома. Более 100 человек стали владельцами легковых и грузовых автомобилей. Ныне в домах каждого из жителей не редкость цветные телевизоры, видеоаппаратура, импортные бытовые электроприборы. Началось возрождение когда-то заброшенных хуторов предков, что заметно повлияло на материальное благополучие земляков. Они научились новым формам хозяйствования, ведению фермерской и предпринимательской деятельности, надомному производству кустарных изделий. Исполнилась давняя мечта земляков - построить благоустроенную и кратчайшую дорогу в село по долине Андыхской речки. Новая дорога сдана в июне 2000 года. Ее протяженность до автодороги Махачкала-Хебда - 10 км, до райцентра - 18 км. В том же году в селе открыты ясли-сад на 40 мест, АТС на 200 номеров, заработала мельница. А совсем недавно справило новоселье участковое почтовое отделение. В дома сельчан в новом микрорайоне потекла горная родниковая вода. Сегодня Андых вполне благоустроенное современное село, где проживает 848 человек постоянно, да еще более 160 человек, проживающих вне села, но связанных крепкими корнями с отчим домом и родной землей. Как и везде, здесь тоже существует проблема незанятости людей, особенно молодых, а ведь в селе много талантливой и смекалистой молодежи, которая не знает, куда приложить руки. На сельском годекане порой заходит разговор, что неплохо было бы развивать здесь сеть малых предприятий, например, по производству изделий из абрикосового дерева (благо оно растет повсеместно вокруг села, а вырубленное, сухое дерево можно заменить новым саженцем) или открыть цех по выжимке сока из того же абрикоса, наладить производство шуб и дубленок (село когда-то славилось их обработкой), ковровых паласов (в 60-70-е годы здесь существовал филиал Батлаичской фабрики), носков из шерсти овец и коз, выращивание вдоль речки овощей и бахчевых. А увидев некоторые металлические изделия, изготовленные сельскими умельцами, мне подумалось, что их не отличишь от фабричных и они даже превосходят по качеству. Хорошо было бы объединить в некую артель, дать простор выдумке и фантазии. И самое главное - эти идеи, хотя они еще в головах людей, вполне осуществимы. Районное руководство идет навстречу, обещает сделать все возможное. А это уже многое значит: можно надеяться на их осуществление. Можно верить в лучшие времена, в лучшую жизнь для себя и своих детей. Уверен, что это под силу и людям, которых мы избираем, возлагая на них свои надежды. Далеко в горах раскинулся мой Андых, древний и молодой одновременно, он живет памятью о славном прошлом и надеждами на лучшее будущее. | |
|
Всего комментариев: 0 | |