18:19 Древние поселения на территории села - Карабудахкентский район \ Карабудахкент | |
Дагестан не относится к ареалам возникновения человека, его заселение происходило в течение многих веков. Первые люди появились здесь в период палеолита. Дагестан в этот период был удобным местом для обитания людей: густые леса, обилие дичи, диких фруктов, ягод благоприятствовали для жизни древнейших людей. Очевидно, что карабудахкентская земля, расположенная в столь удобном в географическом и климатическом отношении месте, с богатой природой: лесами, водами, соответственно и с разнообразной флорой и фауной, не могла не привлекать древнейших людей. Об этом говорит и Джамалутдин-Хаджи в своей работе «История Кавказа и селения Карабудахкент». «По причине того, что Кавказские горы с самого своего зарождения являются по своей природе местом весьма прочным и удивительно укрепленным и здесь имеются огромные естественные утесы, сюда на Кавказ переселились народы разнородного происхождения и с разными языками». Первые поселенцы в Карабудахкенте, как свидетельствуют археологические памятники, появились 40 тыс. лет тому назад. Они создали свою материальную культуру, развитие которой прослеживается на протяжении всех последующих эпох непрерывно. Об этом свидетельствуют памятники мозолите, неолита, энеолита, бронзового, железного веков, раннего и позднего средневековья и до наших дней». Около десятка стоянок древнейших людей были обнаружены как в самом Ёгъар-ауле, так и в окрестностях села. Особый интерес представляют открытия древнейших погребений, датируемые IV тысячелетием до н. э., в которых были найдены гончарные, костяные, медные изделия, украшения, орудия труда, зерна пшеницы, кости животных. Они указывают, что уже в те далекие годы здесь возникли земледелие, ремесло и домашнее скотоводство, ставшие основными занятиями взамен собирательства и охоты. Вокруг Карабудахкента располагались и несколько других ранних поселений; до нас дошли названия некоторых из них: Генторун, Уллуяргент, Уллуаригент и др. После монгольских нашествий и особенно разгрома, учиненного Тимуром, они больше не смогли восстановиться. За свою историю Карабудахкент также три раза подвергался полному разрушению, но каждый раз он возрождался благодаря героизму и упорству его жителей. В период формирования государственных образований на территории от Дербента до реки Кумы и Пятигорья (Пятигорска) возникло самое сильное на Северо-Восточном Кавказе государство — Гунния. Впервые в Прикаспие гунны появились в IV веке, они подчинили местное население, но постепенно смешались с ним, сохранив свое имя в названии государства. В арабской хронике VIII в. к западу от Каспийских ворот называлось тринадцать племен, большинство из которых входили в состав «царства гуннов». В образовании государства гуннов активную роль сыграли и другие родственные гуннам племена савиров и болгар. Столицей гуннского царства был кумыкский город Варачан, о котором албанский историк X века Моисей Каганкатваци писал, что это «великолепный город». Автор работы «История Кавказа», изданной в 1912 г. в Стамбуле, И. Джунтгов конкретно указывает, что г. Варачан еще в XVIII в. до н. э. был центром расселения кумыков. По мнению дагестанских археологов, он располагался недалеко от с. Уллубийаул. Из кочевников гунны, переняв от местного кумыкского населения земледельческую культуру, перешли к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству, приняли участие в образовании десятков новых поселений на равнине и в предгорьях Дагестана. О любви и привязанности гуннов к земле рассказывается в предании о Гюн-хане — предводителе гуннов. Правитель соседнего государства прислал гуннскому хану послов с требованием отдать лучшего скакуна. На совете биев все высказались против такого унижения, но Гюн-хан отдал скакуна. Спустя время этот правитель потребовал себе в наложницы любимую дочь хана. Вновь возмутились бии, но Гюн-хан исполнил желание соседнего правителя. В третий раз прибыли послы - теперь с требованием отдать приграничную территорию, представлявшую собой негодную, заболоченную землю. На совете биев все высказались за то, чтобы отдать землю, но Гюн-хан воспылал гневом, собрал войско, выступил в поход и в ожесточенном сражении, с большими жертвами, он одолел врага. И когда вновь собрались вожди на Тёре (совет), они спросили: «О великий Гюн-хан! Ты уступил соседнему правителю своего лучшего скакуна и свою любимую дочь, но не отдал пяди никому не нужной земли, и воевал ты, и победил. Но стоил ли этот клочок земли таких жертв?». И ответил Гюн-хан им, как в назидание: «И скакун, и дочь были моими. Чтобы не обижать великого соседа и сохранить мир, я отдал их, хотя мое сердце обливалось кровью, и из недр моих мне нашептывал голос: «Не отдавай». Но земля не принадлежит мне. Она принадлежит лишь Тенгри создателю миров, который даровал ее нашим предкам за великие их подвиги во имя этой земли. Если бы я отдал тот действительно никому не нужный клочок земли, то мы потеряли бы благословение Тенгри, а враги бы решили, что мы боимся пролить кровь, будто собираемся жить без погибели тысячу лет, и завтра потребовали бы новых земель. Каждая пядь земли предков священна, и лучше погибнуть, чем отдать ее врагу». Гунны и другие тюркские племена оставили глубокий след в истории Дагестана и кумыков и, в частности, карабудахкентцев. Поселение, расположенное в Карабудахкенте, и все остальные поселения, расположенные вокруг него, входили в состав государства гуннов. Нахождение в течение столь длительного периода в составе тюркского государства не могло не сказаться на жителях этих поселений. Как пишет Джамалутдин-Хаджи в своей работе, еще до I века н. э. на Кавказ стали переселяться восточные тюрки, и среди них были и те, кто поселился на земле Карабудахкента. Исторические документы свидетельствуют о том, что Прикаспийскую низменность и предгорье издревле населяли тюркские племена. Так, например, еще в VII веке до н. э. древние авторы указывают на такие тюркские племена, как кангары, камы, умуки, агачеры и другие. В последующий период здесь также упоминаются такие тюркские племена, как савиры, барсилы, скифы, гунны, булгары, хазары, кипчаки и другие. Сегодня общепризнано, что кумыки представляют собой автохтонное, коренное население низменной и предгорной части Дагестана, которое в результате многовекового смешения с другими тюркскими племенами, а также с частью жителей гор, вынужденных по различным причинам переселяться на кумыкские земли, ассимилировало их, передав им свой язык, культуру, обычаи, традиции... Без всякого сомнения, происходило и обратное влияние, обогащение кумыкского языка, культуры. Такое явление характерно для любого дагестанского народа. Известно, что такие аварские селения, как Аркас, Согратль, отдельные тухумы лакских селений Куркли, Н. Цовкра были основаны крымскими татарами (тюрками), жители аварского села Мегеб в прошлом были этнические даргинцы. По словам имама Шамиля, его прадедом по отцу был кумык Амирхан, вынужденный из-за кровной мести бежать в горы. И таких примеров в Дагестане тысячи. Если взять русских, то большая их часть представляет собой этнических тюрков, угро-финнов и других… Значительная часть представителей дворянских фамилий в России давших миру известнейших политических и культурных деятелей военачальников, по своему происхождению являются представителями тюркского этноса. Это Ермоловы, Суворовы, Голенищевы-Кутузовы, Куракины, Булгаковы, Дашковы, Сабуровы, Мансуровы, Годуновы, Ушаковы, Черкесские, Аракчеевы, Юсуповы, Давыдовы, Кочубея, Аксаковы, Карауловы, Огаревы, Бердяевы, Тургеневы, Карамзины, Тухачевские, Тимирязевы, Чаадаевы и многие другие. Такое явление характерно практически и для всех других народов Европы, Азии, не говоря уже о народах Северной и Южной Америки, Австралии, которые вообще образовались в результате смешения представителей десятков разных народов. Поэтому трудно понять некоторых наших исследователей, которые словно стыдятся громко говорить о том, что мы, кумыки-дагестанцы, являемся кровными братьями и неотъемлемой частью великого тюркского этноса, завоевавшего в свое время полмира и оказавшего громадное влияние на ход мировой истории. Как был прав известный венгерский тюрколог Ю. Немел, когда писал: «Как тюрки мы не можем относиться индифферентно (безразлично — примечание АТ.) ибо мы из их мира, племени, древа... Нам нечего стыдиться своих гуннских предков. Они создали огромную империю на многоплеменной основе, свою уникальную цивилизацию, имели устроенное правление, победоносную армию и в преследовании своих интересов, в заботе об общем лаге не отставали от европейцев, напротив, превосходили их нередко и своим образом жизни». Вместе с гуннами предки наших отцов во главе с легендарным Аттилой (Атлы-ханом) в V в. н. э. прошли с Восточной Европы до берегов Атлантического океана. Хазары не сразу заняли господствующее положение на Северном Кавказе, вначале они входили в состав гуннского царства, а в VI веке были в подчинении могущественного Тюркского каганата, образовавшегося в Центральной Азии. В середине VII в. после распада Тюркского каганата происходит консолидация хазарских и других родственных племен на Северном Кавказе, что позволило им не только занять господствующее положение в этом регионе, но и значительно расширить подвластную им территорию. Уже к VIII веку это объединение образовало могучий Хазарский каганат, столицей которого был г. Семендер, располагавшийся на территории нынешней Махачкалы. И начиная с этого периода, история жителей поселений в Карабудахкенте и вокруг него была непосредственно связана с хазарами. В период наивысшего могущества Хазарского каганата его границы охватывали территории от Дербента на юге до Дона на севере, от Крыма на западе до Арапа на востоке. Это была держава, с которой считалась вся Европа, Русь, Византийская империя. В результате непрерывных войн с арабами Хазарское государство ослабло, и к началу XI бека оно распалось. После XI века упоминание о хазарах практически не встречается в сочинениях историков, но они не исчезли бесследно. «Хазары, существовавшие на Северном Кавказе, главным образом на восточной половине еще до Рождества Христова, как бы только временно затемняются появляющимися там аварами, гуннами, болгарами, татарами..., но все эти наслоения довольно быстро исчезают. И неизменно остается все та же хазарская или кумыкская народность». (Пентюхов И. И. «О кумыках». Тифлис, 1895 год). Многие историки также склоняются к этому мнению. Сохранившиеся памятники материальной и духовной культуры хазар действительно подтверждают важную их роль в формировании кумыкской народности. Известный дагестанский ученый М. Г. Магомедов справедливо указывает, что хазары не исчезли бесследно, они оставили многочисленные памятники, поражающие своим искусством и совершенством. За 300 лет существования Хазарского каганата хазары оказали огромное влияние на мировую историю и культуру. В течение трех веков хазары заслоняли собой Европу от вторжения азиатских кочевых племен и арабов. Исследование ученых свидетельствуют, что в Хазарии было высоко развито орошаемое земледелие, особенно виноградарство, скотоводство, рыболовство, что содействовало расцвету всех отраслей ремесленного производства. Здесь широко были развиты металлургия и металлообработка. Хазары владели и секретом производства стали. Стальные клинки, изготовленные хазарами, были известны по всему Кавказу и Юго-Восточной Европе. Найденные в погребениях хазарских могильников многочисленные ювелирные, гончарные изделия говорят не только о большом мастерстве и умении, но и высоком художественном вкусе местных мастеров-ремесленников. Благодаря хазарам на территории Дагестана процветали богатые города, ставшие важными центрами ремесла и культуры. М. Г. Магомедов отмечает; что «в тревожную ранне-средневековую эпоху лишь хазары сумели стабилизировать обстановку в Приморском Дагестане и создать условия для консолидации народов и бурного развития производительных сил». Исключительно важную роль сыграли хазары в развитии торговли между Европой и Азией. Большое значение имело распространение хазарами культуры винограда по всей Восточной Европе. Хазарский каганат был не только крупным и мощным государством, но и центром, в котором мирно уживались разные народы, поклоняющиеся различным богам. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы...»! На это указывает и глубокий знаток истории хазар М. Г. Магомедов: «Остается только восхищаться подобной веротерпимостью и мирными взаимоотношениями за 1000 лет до наших дней. Вот когда закладывались основы взаимоотношений и дружбы народов Дагестана». По мере изучения истории память о великом хазарском народе все больше и больше пробивается сквозь толщи веков. Каспийское море в древности называли Хазарским, много и других памятников культуры хазар, как, например, хазарское руническое письмо. В речи тарковских кумыков употребляется выражение «хазар-хазнасы», когда они хотят сказать о несметных богатствах. В огузском эпосе говорится о «хазар-къылыче» – хазарском клинке, знаменитом в тот период. Представляет интерес и тот факт, что очень распространенная среди кумыков мучная халва на самом деле есть «хазар-халива», и досталась она нам от хазар. Каких-либо могил или других памятников, свидетельствующих о точном времени принятия ислама карабудахкентцами, пока не обнаружено. Основываясь на свидетельствах Джамалутдина-Хаджи, а также арабских авторов, которые утверждали, что в X веке в Джидане, куда входил и Карабудахкент, господствовал ислам, можно предположить, что принятие ислама жителями местных поселений началось в X веке, но окончательно ислам утвердился здесь в конце XIV-начале XV ее. после нашествия войск Тимура. Известно также, что Карабудаг-Атай построил в селе «Яр Очар Мечеть» (XV век), но, к сожалению, она не сохранилась. | |
|
Всего комментариев: 0 | |