11:03
Взгляд в прошлое и настоящее - Шамильский район

C 3 июня 1929 г. существует Шамильскии район. В разные годы он носил разные названия: Кахибский, Советский, ныне Шамильский. Центр района вначале располагался в селе Кахиб, позже – в сел. Урада, снова в сел. Кахиб, теперь в сел. Хебда. До Махачкалы – более 200 км. Общая площадь района - 888 кв. км. Население - около 27тыс. человек. В районе 19 сельских советов, 52 населенных пункта Район расположен в бассейне среднего течения течения Аварского Койсу, характеризуется изрезанным рельефом, образованным боковыми отрогами Нукатлинского и Богосского хребтов, а также каньоном Аварского Койсу.

Основное население – аварцы. Но в языковом отношении это довольно пестрый регион. Часть населения говорит ив североаварском наречии , часть - на южноаварском, жители сс. Батлух, Заната, Могох и Голотль – на переходном, ратлубцы, тлянубцы, цекобцы – на ахвахском языке, входящем в андийскую подгруппу андо-дидойских языков. Выделяются отдельные этнографические группы – гидатлинцы.

Район богат яркими, разновременными памятниками истории и культуры. Около сел. Мачада, на хуторе на правом берегу реки Гидерилор археологами изучено поселение энеолитического времени, занимавшее 1,5 тыс. кв. метров. Керамика, в том числе росписная и кремниевый инвентарь поселения хорошо документируют уровень социально-экономического развития населения горного Дагестана, их культурно-исторические связи с племенами стран Ближнего Востока и Закавказья в V-IV тыс. до н.э.

В 4 км. к востоку от сел. Урада, на правом берегу Гидерилор, возле хутора Гоно, находится могильник раннебронзовой эпохи. Памятник датируется 2300-2000 гг. до н.э. Другой могильник эпохи бронзы расположен в 3км к западу от села Тидиб, на правом берегу реки Гидерилор, на восточной окраине хутора Гинчи. Этот могильник дал название археологической культуре, памятники которой распространенны на территории горного Дагестана и восточной Чечни. Материалы могильника относятся к первой половине II тыс. до н.э. К эпохе раннего железа относится поселение, выявленное на высокой правобережной террасе Гидерилор, около хут. Гинчи. Албанским временем датируется могильник, обнаруженный на восточной окраине сел. Тидиб и относящийся к I в. н.э.

Более 40 поселений могильников, относящихся к средневековой эпохе, сосредоточены около сс. Нижний Батлух, Заната, Могох, Нитаб, Голотль, Уриб, Гоор, Кахиб, Хиндах, Верхний Колоб, Урада, Тидиб, Хотода, Гента, Мачада, Ругельда и др. Вблизи сел. Мачада расположено поселение, по преданию, жил христианский князь Кавсар. В стене одного дома сохранилась арабская надпись, гласящая, что жители села приняли ислам в 1480 году.

Интересными сооружениями Шамильского района являются башни и башенные дома из гидатлинских и келебских сел. Гоор и Старый Кахиб представляют собой яркие образцы ассамблей средневековой архитектуры с комплексами башенных, жилых и хозяйственных сооружений, своеобразной планировкой строений, площадей, родников, оборонительных сооружений и ворот. Здесь четко выделяются жилые кварталы, главными из которых являются башенные сооружения. Почти во всех селах встречаются выразительные образцы аварской традиционной жилой и хозяйственной архитектуры.

В раннем средневековье территория Шамильского района входила состав царства Серир. В VIII-IХ вв. государство занимало территорию, населенную аварцами. Позже границы расширились. Но мы не имеем сведений об административном делении этого феодального образования. Оно распалось в конце XII вв., и на его развалинах возникли различные феодальные обивания, в том числе одно из сильнейших в Дагестане – Хунзахское нуцальство, а также независимые сельские общества.

Обращаем внимание на то, что Мачадинское-Гидатлинское вольное общества самостоятельно существовало в это время от Хунзахского нуцальства. Причем Гидатлинское общество претендует на равное влияние. Вместе с тем нуцалы сумели поглотить мелкие политические образования. Правда, хучадинцы, гидатлинцы,батлухцы сохранили на первых порах кое-какие привилегии, в том числе и своих правителей, хотя и вассально зависимых от хунзахских ханов. Позже привилегии вольных обществ были ликвидированы, а былые органы политического управления центральной власти превратились в органы местного самоуправления сельских обществ и их союзов в составе феодального государства. Из документов XVIII в. явствует, что и батлухцы, и гидатлинцы-хучадинцы сумели добиться определенной независимости от центральной власти.Иными словами, шла постоянная борьба центростремительных и центробежных сил с переменным успехом. Эта борьба получила отражение в эпическом сказании о гидатлинском Хочбаре и хунзахсхом хане.

Памятники истории и культуры района отражают контакты местных народов с грузинами. Около сел. Датуна расположены остатки поселения, могильник и хорошо сохранившийся христианский храм X-начала XI вв. в виде однофазной базилики, построенной из хорошо обтесанного камня на известняковом растворе. В тимпане двери сохранились остатки фресок. За северным краем сел. Мачада расположены остатки христианского храма, по преданию, сожженного местными жителями после принятия мусульманства. Большое число каменных крестов и их изображений выявлено в Гооре, Кахибе, Батлухе, Хуштады.

Миссионерскую деятельность по отношению к западному Дагестану проводила Кахетия. Ученые пришли к выводу, что в Дагестане существовала отдельная митрополия грузинской православной церкви. Грузинские князья Чолокашвили и Церетели выводят свою родословную из Дагестана. В Дагестане, в свою очередь, очень много населения, выводящего свою родословную из Грузии.

Казикумухское шамхальство, разгромленное монголами, восстанавливается очень быстро и вскоре обретает могущество. Шамхал становится "валием Дагестана", а само шамхальство – форпостом мусульманства в Дагестане. С XIV в. на территории Аварии ислам становится господствующей религией. Ислам распространялся в ожесточенной борьбе. Аварское предание гласит, что распространитель ислама в горном Дагестане Абу Муслим погиб от стрелы, пущенной гидатлинцем. Распространителем ислама в Гидатле был Хаджи-Удурат из Мачады. Здесь ислам был принят в 880 г.х. /1475 г.р.х/ Гидатлинский союз с этого времени становится одним из очагов распространения ислама в горных районах Аварии.

В XVIII в. Аварское ханство занимало нагорную часть Северного и Западного Дагестана. Начиная с Нуцал-хана, правители пытались расширить пределы ханства. Особенно преуспел в этом Умма-хан (1776-1801). В военное время по его призыву собирались в ополчение беки, чанки и уздени всего владения. В аварии было 4 военных округа: Гидатлинский,Кувал, Келебский , Каралал. По требованию хана округа должны были поставлять войско и кормить его. В ХVIII в. в Голотле, Кахибе, Ураде производили холодное оружие, которым снабжали ополченцев. Жители Голотля изготавливали им бурки.

Весьма рационально была использована система местного самоуправления. Публичную власть на местах осуществляли старшины, чухбы, адил-заби – блюстители порядка, полицейские функции – мангуши. Большую роль в жизни общества играло духовенство. В XVIII в. в связи с дальнейшим укреплением ислама увеличилось число мусульманских школ –мактабов и медресе. Увеличился импорт книг по различным отраслям знаний. Население хорошо знало творчество популярных восточных поэтов, в том числе Джалалэддина Руми и других авторов. Появились ученые, пользующиеся огромным уважением среди населения.

В 30-х годах XVIII в. на борьбу с иранской агрессией Надир-шаха поднялись горцы Дагестана. Активное участие приняли в этой борьбе и предки современных жителей Шамильского района. Чтобы предотвратить кровопролитие и решить спор мирным путем, к Надир-шаху с большим письмом обратился известный ученый и богослов того времени Ибрагим-Хаджи Гидатлинский (ум. в 1770 г.) "Вы всесильный властелин, если вы прибыли в Дагестан с огромной армией… с намерением разорить жилища и унизить мусульман, да помилует вас Аллах! До сих пор мы не обращали внимания на всякого рода призывы, зовущие нас на борьбу, и оставались спокойными. Учитывая указания Корана, который гласит: "Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались, так и обращайтесь и вы с другими". И ныне вам говорим: "Ай Тамаз вы сполна отомстили Сурхаю. Забрали все его имущество, разорили его села, истребили его людей. Какие же претензии у вас к остальным джамаатам Дагестана? И с какой целью Шамхал отправлен в сторону Аймакинского ущелья? Опомнитесь! Ради Аллаха, просим прислушаться к аятам Корана и указаниям нашего пророка, где сказано, что творящие насилие на земле – враги Аллаха, поэтому-то Аллах призывает насильников к ответу. Прислушайтесь к словам нашего пророка!».

В период народно-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля формируется имамат. Первоначально он был разделен на 4 губернии, но такая форма административного деления существовала недолго. Были введены наибства. В имамате их было в разное время разное количество, иногда доходило до 50. Известны имена некоторых гидатлинских наибов: Гитинава, названного автором "Сказания очевидца о Шамиле", Гаджи-Али Храбрым, Абдурахмана, Гази-Мухаммада ат-Телетли. В Телетле был наибом Гамзат, в Турутли -Магомед. Очевидно, это были достаточно известные и видные деятели народно-освободительного движения 20-50-хгодов XIX века. Встречаются в источниках имена и других героев, сражавшихся под руководством Шамиля и его военачальников: Муртазаали и Мухаммад из Урады, Мухаммад из Гидатля, Муртазаали из Телетля и др.

Народная молва донесла до нас сведения о некоторых героях освободительной войны. Таких воинов было много. Я видел в гидатлинских селах длинный ряд надмогильных стел вдоль дороги, вблизи сел. Полустертые надписи доносят до нас имена этих героев. Под ними нет могил, они установлены в память о героях народно-освободительного движения, павших в разных местах Дагестана. Имена многих из них нам не известны. Об их количестве можно судить из существовавшей тогда практики пополнения армии Шамиля: каждый десяток семей выставлял одного здорового человека, обеспечив его вооружением и конем. Такие воины составляли регулярную армию Шамиля - муртазикаты.

Начальник царского отряда Клюге фон Клюгенау старался уговорить Шамиля прекратить вооруженную борьбу и явиться в Тифлис к императору, приезд которого намечался на осень. Имаму было обещано большое вознаграждение. Но это предложение не нашло поддержки. Против Шамиля были двинуты большие силы под командованием генерала Фези. Вместе с ним на Шамиля были направлены феодальные владетели - Магомед-Мирзахан Казикумухский, Ахмедхан Мехтулинский. шамхал Тарковский и др. Шамиль решил дать отпор и для этого укрепил Телетль. Подступивший сюда Фези осадил село. После многодневных кровопролитных боев им удалось овладеть его частью. Шамиль окружил Фезе. а последний запер Шамилю выход из ущелья. Подобного случая, когда противники, схватив друг друга, не могли разойтись, не знала история военного искусства. Фези штурмовал Шамиля и был отбит, Шамиль сделал то же самое и неудачно. Дело дошло до того, что противоборствующим сторонам нечего было есть, и они вынуждены были вступить в переговоры. Было заключено соглашение, стороны обязались прекратить набеги и разойтись "полюбовно", выпустив друг друга из западни. Сняв осаду, Фези отступил, и это, вполне естественно, было воспринято в горах как поражение царских войск. В результате влияние Шамиля возросло.

Из многочисленных случаев, связанных с военными действиями на территории гидатлинского наибства, следует упомянуть неудачную попытку генерала Аргутинского проникнуть в Гидатль. Каратели наткнулись на сожженный, разрушенный гидатлинский мост, не смогли переправиться через Аварское Койсу и вынуждены были вернуться обратно.

Шамиль сам бывал в селах Гидатлинского и Батлухского наибств. Мечеть сел. Заната, например, пользуется особым почитанием верующих: здесь молился имам Шамиль, здесь же он совершал суд над преступниками.

После пленения Шамиля и развала имамата в Дагестане первоначально царские власти сохраняли прежнюю систему правления. С 60-х годов была создана Дагестанская область, которая была разделена на четыре военных отдела: Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. Средний Дагестан состоял изГунибского, Казикумухского округов и Аварского ханства. Округа делились на участки (наибства). Ханства были оставлены в управлении феодальных правителей. В 1863 году Аварское ханство было ликвидировано. Территория нынешнего района была поделена между Гунибским и Бежтинским округами. В начале XX в. Дагестан был поделён на 9 округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтаго-Табасаранский Кюринский, Самурский и Темир-Хан Шуринский. Эта система административного деления дожила до Советской власти.

Современный Шамильский район располагает значительными потенциальными возможностями для развития экономики и культуры. После 1990 года, как и весь Дагестан, он переживает тяжелый экономический кризис.

Из Шамильского района вышли крупные ученые, деятели культуры и искусства, военачальники, политики, принимавшие активное участие в жизни страны. Назову хотя бы некоторых из них: генерал-полковник Магомед Танкаев, профессора Хаджи-Мурад Хашаев, Магомед Максудов, Ахмед Хамидов, Абдулла и Суракат Асиятиловы, писатели Мусса Магомедов и Арип Расулов, журналист Гаджи Арипов, режиссер Хайбулла Абдулгапуров и мн. др. Они - гордость и слава жителей района.

Как видно, природный, экономический и интеллектуальный потенциал района значительный, исторические традиции очень глубокие! Все это, вместе взятое, позволяет надеяться на его дальнейшее развитие

Просмотров: 1051 | Добавил: My_Derbent | Теги: Взгляд в прошлое и настоящее - Шами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar