Табасараны имеют очень богатую историю. Во времена наивысшего могущества табасаранский правитель мог выставить 60-тысячную армию. Источник — армянский историк Егише. 

Табасараны (самоназв. табасаранар, гъумгъумар, гъумц1уллар) — коренное население Дагестана. Они занимают юго-восточную часть предгорного Дагестана. Соседи Т. — лезгины, даргинцы, агулы, азербайджанцы, кумыки. На протяжении многовековой истории ни с одним из них у Т. не было конфликтов и столкновений на этнической основе. Р-ны с табасар. населением — Табасаранский, Хивский,Касумкентский, Дербент­ский. Т. проживают также в Махачкале, Дербенте, Дагестанские Огни, Каспийске и т.д. Численность Т. — в ЮФО — 131,4 тыс. чел.(2002). Из них в РД проживают 110,1 тыс. чел. (в 1989 г. — соответств. 78,2 тыс. чел.), остальные — в РФ, странах СНГ. Родным считают язык своей национальности 100 % Т. Т. антропологически относятся к балкано-кавказской ветви большой европеоидной расы. 

Язык Т. принадлежит к нахско-дагест. группе сев.-кавказ. семьи. Лит. язык в советское время — на основе нитрикского диалекта. Распространены рус., азерб. языки. Рус. языком свободно владеют 59,8% Т. В средневековье у Т. была алб. письменность, с утверждением ислама укоренилась арабская. В XV—XVIII вв. создается общедагест. система письма на основе араб. (аджам), в советское время утвердилась письменность на рус. графич. основе. Просвещение до революции — на основе араб. письменности. Нач. образование для всех детей — богослужение, заучивание коранических текстов, грамматика — в мектебе; логика, право, арабская грамматика — в медресе; дальнейшая учеба была индивидуальной. Были единичные и светские школы. Однако грамотность мало связывалась с практической деятельностью и особенно с совр. европейской культурой. В советское время обучение в школах велось на рус. языке. На родном табасар. языке издаются газеты и журналы, публикуется художеств. лит., создан табасар. театр. В делопр-ве, в школе, в быту лит. язык малоупотребителен. Т. — мусульмане-сунниты. Ислам утвердился в Табасаране в X—XII вв., расцвет его пришелся на XII—XVII вв. В рамках араб. класс. науки и богословия развивалась и наука Т. Ее особенность — общедагест. характер. 

Наиболее известные табасар. алимы: Шаабан и Мухаммед из Кюряга, Хасан и Гаджи-Магомед из Зирдага и др. Т. — древние аборигены края. На территории их расселения происходили общие для Вост. Кавказа соц.-эконом. и этнические процессы. Здесь прослеживается непрерывность соц.-эконом. и культур. развития, вхождение земли Т. в ареал формирования вост.-кавказ. этнокультурной общности. С III тыс. до н.э. происходит распад этой общности на этнокультурные субобщности, которые явились основой образовавшихся во II и I тыс. до н.э. дагест. племен, в т. ч. Т. Ареалом сложения табасар. племени служила приморская и предгорная часть южного Дагестана к северо-западу от Дербента. 

Многочисл. материалы: этнографические, фольклорные, письменные — свидетельствуют о том, что Табасаран входил в состав Кавказ. Албании. С IV—V вв. эта обл. фигурирует в источниках как самостоятельная, а Т. — как одна из крупных дагест. народностей. Арм. автор Фавстос Бузанд (IV—V) сообщает о самостоят. войске «таваспаров». В другом сообщении назван «весь корпус Таваспарана». Древнеарм. автор Егише (V) перечисляет народы и племена, нахараров и вождей, которые были завербованы Васаком, в т. ч. и все войска Таваспарана «горного и равнинного, и всю крепостную (неприступную) страну гор». Уже в первых веках н.э. Т. боролись с кочевниками и др. завоевателями. В IV в. Табасаран был подвергнут нашествиям со стороны гуннов. Позже, в V—VI вв. ... Читать дальше »

Просмотров: 5521 | Добавил: My_Derbent | Дата: 08.12.2014 | Комментарии (0)