14:08
Табасаранский ЯЗЫК ЗАНИМАЕТ 2 МЕСТО по сложности в МИРЕ в нём 46 падежей

Табасараны имеют очень богатую историю. Во времена наивысшего могущества табасаранский правитель мог выставить 60-тысячную армию. Источник — армянский историк Егише. 

Табасараны (самоназв. табасаранар, гъумгъумар, гъумц1уллар) — коренное население Дагестана. Они занимают юго-восточную часть предгорного Дагестана. Соседи Т. — лезгины, даргинцы, агулы, азербайджанцы, кумыки. На протяжении многовековой истории ни с одним из них у Т. не было конфликтов и столкновений на этнической основе. Р-ны с табасар. населением — Табасаранский, Хивский,Касумкентский, Дербент­ский. Т. проживают также в Махачкале, Дербенте, Дагестанские Огни, Каспийске и т.д. Численность Т. — в ЮФО — 131,4 тыс. чел.(2002). Из них в РД проживают 110,1 тыс. чел. (в 1989 г. — соответств. 78,2 тыс. чел.), остальные — в РФ, странах СНГ. Родным считают язык своей национальности 100 % Т. Т. антропологически относятся к балкано-кавказской ветви большой европеоидной расы. 

Язык Т. принадлежит к нахско-дагест. группе сев.-кавказ. семьи. Лит. язык в советское время — на основе нитрикского диалекта. Распространены рус., азерб. языки. Рус. языком свободно владеют 59,8% Т. В средневековье у Т. была алб. письменность, с утверждением ислама укоренилась арабская. В XV—XVIII вв. создается общедагест. система письма на основе араб. (аджам), в советское время утвердилась письменность на рус. графич. основе. Просвещение до революции — на основе араб. письменности. Нач. образование для всех детей — богослужение, заучивание коранических текстов, грамматика — в мектебе; логика, право, арабская грамматика — в медресе; дальнейшая учеба была индивидуальной. Были единичные и светские школы. Однако грамотность мало связывалась с практической деятельностью и особенно с совр. европейской культурой. В советское время обучение в школах велось на рус. языке. На родном табасар. языке издаются газеты и журналы, публикуется художеств. лит., создан табасар. театр. В делопр-ве, в школе, в быту лит. язык малоупотребителен. Т. — мусульмане-сунниты. Ислам утвердился в Табасаране в X—XII вв., расцвет его пришелся на XII—XVII вв. В рамках араб. класс. науки и богословия развивалась и наука Т. Ее особенность — общедагест. характер. 

Наиболее известные табасар. алимы: Шаабан и Мухаммед из Кюряга, Хасан и Гаджи-Магомед из Зирдага и др. Т. — древние аборигены края. На территории их расселения происходили общие для Вост. Кавказа соц.-эконом. и этнические процессы. Здесь прослеживается непрерывность соц.-эконом. и культур. развития, вхождение земли Т. в ареал формирования вост.-кавказ. этнокультурной общности. С III тыс. до н.э. происходит распад этой общности на этнокультурные субобщности, которые явились основой образовавшихся во II и I тыс. до н.э. дагест. племен, в т. ч. Т. Ареалом сложения табасар. племени служила приморская и предгорная часть южного Дагестана к северо-западу от Дербента. 

Многочисл. материалы: этнографические, фольклорные, письменные — свидетельствуют о том, что Табасаран входил в состав Кавказ. Албании. С IV—V вв. эта обл. фигурирует в источниках как самостоятельная, а Т. — как одна из крупных дагест. народностей. Арм. автор Фавстос Бузанд (IV—V) сообщает о самостоят. войске «таваспаров». В другом сообщении назван «весь корпус Таваспарана». Древнеарм. автор Егише (V) перечисляет народы и племена, нахараров и вождей, которые были завербованы Васаком, в т. ч. и все войска Таваспарана «горного и равнинного, и всю крепостную (неприступную) страну гор». Уже в первых веках н.э. Т. боролись с кочевниками и др. завоевателями. В IV в. Табасаран был подвергнут нашествиям со стороны гуннов. Позже, в V—VI вв. гуннов здесь сменили сасанидские завоеватели. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против араб. завоевателей. араб. Карательный отряд завоевателя Джарраха разрушил многие табасар. сел., в т,. ч. Ерси, Дюбек, Зил Дарваг и др. Арабы увели 2000 пленных, 4000 голов лошадей, рогатого скота и овец, захватили массу оружия и разного имущества. На территории Табасарана они построили опорные пункты для распространения ислама — Камах, ал-Мухаммадия (Гимейди), Баб-вак (Дарвак) и др. С араб. завоеваниями связано и распространение ислама в Табасаране. 

Период XI—XII вв. был временем дальнейшего развития феод. отношений в Табасаране . 

XIII—XIV вв. характеризуются нашествием на Табасаран монголов, полчищ Тимура. К этому же времени относится объединение Табасарана вновь в единое полит. образование. 

В XV—XVI вв. политически и экономически Табасаран усиливается. В его сев. части, с центром Хучни, образовалось кадийство, а в южной, с центром Джарах — майсумство. С распадом единого феод. владения — майсумства–возникли владения кадия, майсума и союзы сел. о-в. 

В XVI—XVII вв. возрождаются рус.-дагест., в т. ч. и рус.-табасар. связи, которые усилились со времени Каспийского похода Петра I. 

В 1-й пол. XVII в. Т. втягиваются в ирано-турецкие войны. Борьба с нашествием Надир-шаха — одна из героических страниц истории всех народов Дагестана, в т. ч. и Т. 

В XVIII в. Табасаран продолжал оставаться раздробленным. 

Период со 2-й пол. XVIII — по нач. XIX вв. характеризуется дальнейшим расширением взаимоотношений народов Дагестана, в т. ч. и Табасарана, с Россией и присоединением края к рус. государству (1813). С присоединением к России усилился гнет над крестьянами со стороны майсумов, кадиев и русского царизма. Результатом этого стала борьба против местных владетелей и царских колонизаторов. 

Хотя территория Табасарана не входила в состав имамата Шамиля, Т. приняли участие в борьбе за независимость. Испытывая двойной гнет, колониальный и социальный, Т. неоднократно выражали протест в выступлениях, восстаниях. Особенно значительным было восстание 1877 г. Т. участвовали в борьбе в период революций 1905—1907 гг., 1917 г. Они выдвинули руководителей, возглавивших борьбу трудящихся Аллахверди Акимова, Бегляра Акимова, Тарикули Юзбекова, Дарчина Алимирзаева, Алибека Гасанова и др. 

Становление производящего хоз-ва земледельцев и скотоводов у Т. произошло в неолите (VI до н.э.), а в эпоху бронзы и железа происходит подъем земледельческо-скотоводческого хоз-ва, рост террасного земледелия, садоводства, приручение животных и т.д. 

В XVI—XVII вв. у Т. устанавливается окончат. хоз. специализация по естественно-экономическим зонам, складываются хоз.-культур. ареалы: равнин­ный, предгорный и горный. Основные занятия Т.: земледелие, скотоводство. Развиты были и домашние промыслы: обработка шерсти, дерева, камня, кожи, глины; практиковалось отходничество. 

Современное хоз-во Т. базируются на традиц. занятиях, преобразованных на основе механизации и достижений научно-технической революции. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. 

Основу соц. организации Т. составляла сел. территориальная община — джамаат, базировавшаяся на общиной и совокупности частно­владельческих видов собственности (мульков). Общины образовывали союзы сел. о-в, независимые («вольные» в рус. историографии XIX в., их нередко называли «республиками») и частично зависимые от феодалов. Союзы иногда объединялись в союзы союзов (суперсоюз). Большинство Т. входило в суперсоюз «Дювек-Елеми», объединявший союзы общин — Чуркул, Хараг и др. Остальные Т. находились в разной степени зависимости от феод. владетелей — майсума и кадия. 

Функции управления принадлежали общине, исключая интересы, касающиеся союза. 

Военно-полит. и правовыми функциями наделялся преимущественно суперсоюз, имеющий для решения важнейших вопросов верховный орган — сход представителей. В промежутках между сходами этот союз управлялся высшим советом, состоявшим из влиятельных лиц. 

Соц.-полит. и эконом. жизнь населения общины регулировалась адатом, испытавшим воздействие шариата. Нормы адата были обязательны для всех без исключения. 

Во главе управления общины был сел. кавха, обладавший полнотой духовной и светской власти. О-во управлялось старшиной, исполнителем во главе с глашатаем. Наиболее важные вопросы выносились на сход общины. Тяжбы решались по адату (уголовные и гражданские) и шариату (религиозные, семейные, наследственные, по завещаниям, по гражданским искам). 

Господствующая форма семьи Т. — малая семья, однако еще в нач. XX в. встречаются пережитки большой семейной организации в форме неразделенных крупных семей. Семьи входили в тухум — группу патрилинейных семей, ведущих происхож-дение от одного предка и имевших четко выражен ное родств., идеолог. и обществ., а не эконом. единство. Тухум не экзогамен, но и не обязательно эндогамен. Он представляет и обществ. единицу, отражая соц. и полит. деление сел. общины, сочленяясь с общинным управлением. В настоящее время господствует малая семья. Брак заключался и заключается в основном по шариату. 

В матер. культуре Т., как и в хоз-ве, преобладают общедагест. черты. Поселения прошли несколько этапов: родственные (тухумные); крупные территориально-родственные; небольшие территориальные; советское деление. 

Древнейшее жилище Т. — одна камера с очагом посередине. Развитие происходило путем этажирования, дробления камеры, присоединения новых построек. Наиболее распространено двухэтажное закрытое жилище с плоской крышей. В советское время тип и планировка в основном сохранились, но дома крупные, светлые, со множеством разнообразных по функциям помещений, с двухскатной шиферной или железной кровлей, с огородом и насаждениями. 

Традиц. одежда Т. общедагест. типа различной формы и модификации. Пища Т. отражает древние земледельческие традиции и большую роль скотоводства в хоз-ве. 

Культурные традиции Т. наглядно проявились в нар. творчестве, обрядности и искусстве. Они отражены в празднике первой борозды, весеннем празднике Нового года, обрядах вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, начала весенних работ, выгона скота на пастбище, обрядах поклонения священным языческим рощам и деревьям. Продолжает развиваться зодчество: мечети, мосты, резьба по камню и дереву и т.д. Искусство получило наглядное выражение в декоративно-прикладном творчестве, изделиях камнерезов и гончаров, деревоотделочников и кожевенников, в ткацком деле и т.д. Разнообразен фольклор: легенды, сказки, предания, поговорки и пословицы, героические и лирические песни и т.д. 

Мирза Калукский, Уруж Датильский, Новруз Саруханов, Мурадали Халагский, Жигер Кандикский, Гаджи-Юсуф Гурикский и др. — известные табасар. поэты. 

В годы советской власти далеко за пределами Дагестана получили известность такие имена, как просветитель Т. Шалбузов; поэты и писатели А. Джафаров, Б. Митаров, М. Шамхалов, М. Митаров, А. Везиров, Б. Раджабов, Ю. Базутаев, Ш. Казиев, П. Асланов, Г. Омарова, П. Касумов, Ш. Шахмарданов, композитор К. Магомедов; ашуг Ярмет; певицы К. Авчиева; М. Казиева, проф. А.Г.Юсуфов, Б.Г. Ханмагомедов, С.О. Ханмагомедов, З.М. Загиров, В.М. Загиров, М.А. Алиев, А. Алиев и др.

Просмотров: 5521 | Добавил: My_Derbent | Теги: Табасаранский ЯЗЫК ЗАНИМАЕТ 2 МЕСТО | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar