Дидойцы – древний народ Дагестана. Аварцы называют их цIунтIал, грузины – дидои, а их самоназвание - цезы. Название цезы является наиболее позднее – встречается в исторических источниках за последние 200-300 лет. О его происхождении ученые разнятся мнениями, но наиболее распространенным из них является этимология це//цей «орел», зе//зей «медведь». По всей вероятности, оно связано с образом жизни цезов подобный орлу и медведю. В связи с тяжелыми природно-климатическими условиями, суровой и затяжного характера зимы, много времени они проводят в спячке, а летом были заняты подготовкой к зиме. В исторической литературе впервые этноним цезы мы находим  у Гербера И. Г. в его сочинении 1728 года. Скорее всего, возникновение этнонима цезы связано с распадом конфедеративного союза Дидо на несколько союзов сельских обществ, в результате чего из Дидо, под давлением миссионерской деятельности соседних обществ (Анцух, Тиндал) выделились Капуча, Унзо (XVII в.) и Хварши (XVIII в.). А название «Дидо» и производное от него «дидойцы» - слово грузинское. Относительно этимологии этого термина высказывались самые различные предположения (Магрелидзе И. В. Дидойцы и название Дидо. Тбилиси, 1941. Т. V. С. 186). Так, академик Н. Я. Марр считал, что дидо – усеченная форма имени Дидир, Дидур. Другой грузинский ученый М. Г. Джанашвили в термине Дидо, Дидур усматривает грузинское слово didi – большой. А. М. Дирр пишет, что Дидо – это грузинское слово, означающее великан (Дирр А. М. Современные названия кавказских племен. Тифлис, 1909. Вып. 40. С. 22.). Большой интерес представляет утверждение Г. А. Меликишвили о конфедерации племен Диаухи, среди которых имеется племенное объединение didi, didini. (Меликишвили Г. А. Диаухи // ВДИ, 1950. №4. С. 26.)

Живут они компактно в высокогорной части Западного Дагестана – Цунтинском (47 селений), Цумадинском районах (с. Хушет) и считается исторической родиной. Большая часть в Советское время переселилась на Прикаспийскую низменность (в города Южно-Сухокумск, Кизляр, Хасавюрт, Кизилюрт, Махачкала и прилегающим к ним районы), часть дидойцев издавна живут в Грузии и Турции, которые эмигрировали в конце ХIХ начало ХХ вв. (К сожалению, наши попытки установить связи с турецкими дидойцами еще не увенчались успехом, но располагаем информацией о месте их компактного проживания там, а определить их численность пока не представляется возможным).  С юга они граничат с Кахетией, на западе Тушетией, на севере и северо-западе с обществом Ункратль, на востоке – с Капучинцами. Вдоль Цунтинского района со стороны Грузии проходит государственная граница протяженность которого составляет более 100 км.  Территория дидойцев на юге ограничена Главным Кавказским хребтом, на востоке Богосским и Мичитлинским, на северо-западе отрогами Перикительского хребта. По трем главным ущельям – Асах, Иланхеви, Сабакинусхеви – текут одноименные реки. В местности с. Шаури они сливаются в реку Митлуда. Последняя – свою очередь в урочище Сагада соединяется с Тушинской алазанью и далее течет под названием Андийское койсу. Климат в районе суровый, продолжительность зимы составляет 6-7 месяцев, средняя температура зимой от -15 ? до -25-30 ?С, а летом -15-20 ?С и отличается обильным выпадением осадков, особенно в осенне-весенний период. Населенные пункты Цунтинского района, где живут дидойцы (цезы) расположены в пределах 1500-2500 метров над уровнем мирового океана.

Определенный интерес представляет динамика численности дидойцев со второй половины XIX в. По настоящее время: 1866 г. – 8300 чел., 1886 г. – 4300 чел., 1894 ... Читать дальше »

Просмотров: 1240 | Добавил: My_Derbent | Дата: 10.01.2015 | Комментарии (0)