Социально-экономические условия жизни ункратлинцев в ХIХ-нач. XX вв. предопределяли необходимость в многодетных семьях. Рождение ребенка, его социализация - события, теснейшим образом связанные с вопросом продолжения рода, преемственности поколений, являются важнейшими моментами в жизни семьи, всего общества. В связи с этим при выборе невесты определенное значение имела и предполагаемая плодовитость невесты. Желание иметь много детей отразилось в ритуальных действиях. Бездетные женщины, одолеваемые большим желанием иметь детей, обращались к святым духам, в молитвах просили бога послать им детей. Невесте на свадьбе вручали грудного ребенка (мальчика) и выражали ей пожелание иметь множество детей. В соответствии с патриархальными чертами семейного уклада считалось необходимым иметь сына-наследника: он должен был продолжить отцовский род, содержать родителей в старости, наследовать их имущество, на него возлагалась организация похорон родителей, поминок по ним, а также выполнение ряда других важных обрядов. Отсутствие детей часто являлось причиной двоеженства и разводов. К этому же приводило и рождение одних девочек.
В случае если беременность наступала, родственницы мужа и сама забеременевшая женщина прибегали к ряду запретов, в основе которых лежала предохранительная магия, направленная на то, чтобы защитить мать и ребенка от вредных влияний. Старались, чтобы в последние месяцы беременности роженица не выходила на улицу вечером, ночью, так как верили, что злые силы активизируют свою деятельность после захода солнца. Верили, что определенные продукты - хлеб, сахар помогают бороться с нечистой силой. Поэтому, когда беременная женщина выходила ночью на улицу, она должна была иметь при себе кусочек хлеба или сахара. Беременной женщине не полагалось смотреть на уродливого человека в первую половину беременности, дабы ребенок не уподобился ему. Она должна была соблюдать определенные пищевые запреты и другие ограничения (например, не смотреть, как режут скотину).
Повивальные бабки ("чIарахъан") определяли пол младенца по следующим признакам: сын лежит справа, дочь - слева; на четвертом месяце беременности, при нажатии на живот, девочка на ощупь жесткая, скользит под рукой, мальчик, наоборот, мягкий па ощупь и под рукой пульсирует; большое значение придавали пятнам на лице женщины: есть пятна, будет дочь, нет пятен - жди сына..
Во время беременности женщина продолжала выполнять все свои обычные обязанности вплоть до наступления родов. Рожали женщины под присмотром женщины-повитухи (повивальной бабки) - "чIарахъан" в доме мужа. В это время муж уходил жить на несколько дней к своим родственникам или друзьям. Роженица должна была держать веревку, прикрепленную к середине потолка, и ходить кругом по комнате, поддерживаемая двумя женщинами. Затем ее укладывали на нары, застеленные материей, и помощницы помогали повивальной бабке, руками выталкивая ребенка.
Обычаи предписывали исполнение определенных магических действий для защиты матери и ребенка от злых духов, сглаза во время родов. При первом крике роженицы женщины начинали шуметь, мужчины стреляли из ружей, тем самым отпугивали "злых духов". Так происходило до тех пор, пока не рождался ребенок.
Весть о рождении ребенка отцу сообщала повивальная бабка. За сообщение о рождении сына отец ребенка делал ей подарок. Получив радостную весть о рождении сына, отец ребенка или его друзья стреляли из ружей, производя семь выстрелов, но в честь новорожденных девочек этого не делали.
...
Читать дальше »