Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.
Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Если в конце XIX века рынком сбыта были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В унцукульских изделиях орнамент играет чрезвычайно важную роль.
Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделие присутствие древнего символа - солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены - это древняя традиция, распространенная в Дагестане.
Так называемые, "кунацкие" комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили "Гран-При". Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках. Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития.
Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.
На протяжении веков Унцукуль и окрестные аулы оказывались - в эпицентре важнейших исторических событий на Кавказе и в Дагестане. Здесь родились и выросли, прославившие горы и горцев исторические личности, этот край был и остается колыбелью ученых, алимов, поэтов, спортсменов. Территория Унцукульского района, название которого овеяно множеством героических и трогательных легенд и преданий, является своего рода заповедником истории. Много здесь неповторимо-живописных уголков природы, ведется строительство самой крупной на Северном Кавказе Ирганайской ГЭС. Работа Унцукульской станции юных туристов по изучению истории и природы станет хорошим заделом для того, чтобы в район был эпицентром туризма. В этой связи очень интересны материалы собранные юными краеведами.
Любознательные школьники выявили, что к середине XVIII века исчезают данные о существовании древнего Койсубулинского ханства, и об этом крае начинают говорить как о вольном обществе, неформальными лидерами которой являлись хромой Ражбадин из Харайчи, Муса из Бал
...
Читать дальше »