История жителей  Дахадаевского района  неразрывно связана со всеми коренными народностями Дагестана.

О том, что эта земля была заселена людьми еще в ашельскую эпоху, свидетельствуют археологические находки, обнаруженные  на  ее территории - каменные и кремневые артефакты, хранящиеся в республиканском музее.

Первые земледельческие  поселения здесь, по сообщению директора Новосибирского института истории, археологии и этнографии академика А.П.Деревянко, посетившего район с экспедицией в сентябре-октябре 2004 года, возникли в 4-м тысячелетии до н.э. Крупный специалист в террасном земледелии профессор  М.А.Агларов также  признает, что Дагестан является древнейшим очагом возделывания зерновой культуры. Об этом свидетельствуют и удивляющие взор современников, многочисленные земледельческие террасы - великий труд наших предков, запечатленный на крутых горных склонах  вокруг сс. Ицари, Шири, Ураги, Урари и др.

Наскальные изображения эпох  энеолита, бронзы и раннего железа, выявленные в окрестностях поселений Санжи, Зубанчи, Кудаги, Дибгаши, Кубачи, образуют большую галерею "рисунков первобытных художников". На них минеральными красками охрой разных оттенков изображены безоаровые козы, олени, лошади,  всадники, древние солярные и   геометрические знаки.

Первым политическим образованием, куда входила территория Дахадаевского района, как и всей южной части Дагестана, являлась Кавказская Албания. Доктор исторических наук Б.Г.Алиев в этой связи приводит пример сравнительной схожести корней  многих слов, употребляемых в даргинском и удинском языках. А "...удинский язык, - пишет академик А.С.Чикобава,- исторически имел значительно большее  распространение, представляя собой один из пережиточно сохранившихся языков древней Кавказской Албании".

В V в.н.э. после распада Кавказской Албании и ее вхождения в состав Ирана на ее бывших границах возник ряд царств: Лакз, Табасаран, Хайдак (Хамзин), Гумик, Зирихгеран и др. Из них северная часть Хайдака и полностью Зирихгеран (нынешнее Кубачи с близлежащими поселениями) находятся на территории Дахадаевского района.

В VIII-Х вв., как пишет В.Ф.Минорский,  на территории Дагестана были известны и политические образования Карах (Уркарах) и Шандан.

Каждое из них объединяло определенные племенные группы даргинцев, проживающие на современной территории Дахадаевского района. Первое упоминание о Шандане дается у арабского автора  IX в. Белазури в связи с "исламским походом" арабского полководца Мервана на Дагестан и вторжением в Шандан в 740 году. В источниках также сообщается, что  "среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана". Исповедовали тогда их жители наряду с языческими верованиями христианство (распространяемое армянскими и грузинскими миссионерами) и иудейство (официально принятое частью хазар - временным союзником шанданцев в сражении против Ширвана и ал-Баба в 909 г.). Борьба за исламизацию шанданцев длилась более 100 лет, вплоть до его распада в начале ХI в. В названное политическое объединение, по версиям разных историков, входили общины аулов Дибгаши,  Калкни, Гунакари, Ираки, Чишили, Меусиша, Цизгари, Цураи, Бускри, Дейбук, Викри, Унеу и  др. поселений региона. Бытует мнение, что после распада Шандана происходит разобщение ... Читать дальше »

Просмотров: 906 | Добавил: My_Derbent | Дата: 25.02.2015 | Комментарии (0)