23:22 Дахадаевский район | |
История жителей Дахадаевского района неразрывно связана со всеми коренными народностями Дагестана. О том, что эта земля была заселена людьми еще в ашельскую эпоху, свидетельствуют археологические находки, обнаруженные на ее территории - каменные и кремневые артефакты, хранящиеся в республиканском музее. Первые земледельческие поселения здесь, по сообщению директора Новосибирского института истории, археологии и этнографии академика А.П.Деревянко, посетившего район с экспедицией в сентябре-октябре 2004 года, возникли в 4-м тысячелетии до н.э. Крупный специалист в террасном земледелии профессор М.А.Агларов также признает, что Дагестан является древнейшим очагом возделывания зерновой культуры. Об этом свидетельствуют и удивляющие взор современников, многочисленные земледельческие террасы - великий труд наших предков, запечатленный на крутых горных склонах вокруг сс. Ицари, Шири, Ураги, Урари и др. Наскальные изображения эпох энеолита, бронзы и раннего железа, выявленные в окрестностях поселений Санжи, Зубанчи, Кудаги, Дибгаши, Кубачи, образуют большую галерею "рисунков первобытных художников". На них минеральными красками охрой разных оттенков изображены безоаровые козы, олени, лошади, всадники, древние солярные и геометрические знаки. Первым политическим образованием, куда входила территория Дахадаевского района, как и всей южной части Дагестана, являлась Кавказская Албания. Доктор исторических наук Б.Г.Алиев в этой связи приводит пример сравнительной схожести корней многих слов, употребляемых в даргинском и удинском языках. А "...удинский язык, - пишет академик А.С.Чикобава,- исторически имел значительно большее распространение, представляя собой один из пережиточно сохранившихся языков древней Кавказской Албании". В V в.н.э. после распада Кавказской Албании и ее вхождения в состав Ирана на ее бывших границах возник ряд царств: Лакз, Табасаран, Хайдак (Хамзин), Гумик, Зирихгеран и др. Из них северная часть Хайдака и полностью Зирихгеран (нынешнее Кубачи с близлежащими поселениями) находятся на территории Дахадаевского района. В VIII-Х вв., как пишет В.Ф.Минорский, на территории Дагестана были известны и политические образования Карах (Уркарах) и Шандан. Каждое из них объединяло определенные племенные группы даргинцев, проживающие на современной территории Дахадаевского района. Первое упоминание о Шандане дается у арабского автора IX в. Белазури в связи с "исламским походом" арабского полководца Мервана на Дагестан и вторжением в Шандан в 740 году. В источниках также сообщается, что "среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана". Исповедовали тогда их жители наряду с языческими верованиями христианство (распространяемое армянскими и грузинскими миссионерами) и иудейство (официально принятое частью хазар - временным союзником шанданцев в сражении против Ширвана и ал-Баба в 909 г.). Борьба за исламизацию шанданцев длилась более 100 лет, вплоть до его распада в начале ХI в. В названное политическое объединение, по версиям разных историков, входили общины аулов Дибгаши, Калкни, Гунакари, Ираки, Чишили, Меусиша, Цизгари, Цураи, Бускри, Дейбук, Викри, Унеу и др. поселений региона. Бытует мнение, что после распада Шандана происходит разобщение и ослабление племенных союзов даргинцев, и на его осколках выделились общинно-территориальные союзы Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго и Сюрга. Здесь еще предстоит провести дополнительные исследования. Значительное влияние на политическую историю Дагестана во второй половине 1-го тыс. н.э. имели Хайдак (Кайтаг) и Зирихгеран (Кубачи). В XIII-сер.XIX вв. власть Кайтагского уцмия (титул феодального правителя) распространялась на большинство поселений, расположенных ныне в Дахадаевском районе, где и находится первоначальная резиденция уцмиев- Кала-Корейш. Кайтагское уцмийство, чья власть простиралась до побережья Каспия, ослабло после опустошительного вторжения полчищ Тамерленга в 1395-96 гг. В результате связанного с этим политического упадка уцмийства из его состава выделились общинные объединения Гапш, Ганк и Муйра. Наиболее влиятельными уцмиями после упоминаются Ахмед-хан (правил до 1578 г.), при его участии происходило оформление прав феодальной собственности, позднее принятые во всем Дагестане, и Рустем-хан-уцмий (XVI-XVII вв.) - составитель одного из древних сборников обычного права народов Северного Кавказа. Общий обзор политической карты региона того периода позволяет выделить вольное общество Сюрга (Сирха), куда вошли аулы и хутора Дуакара, Урари, Дзилебки, Наци, Цугни, Гуладты и др. Главным селом сирхинцев было крупное поселение Нахки, но после его полного разрушения войсками Надир-шаха в 1741 году происходит возвышение Как непокоренные свидетели разных лет до сих пор стоят на земле Дахадаевского района боевые и сторожевые башни, испытавшие нашествие гуннов, хазар, арабов, монголов, турок, тимуридов, персов, царских колонизаторов и других непрошеных возмутителей мирной жизни дагестанских народов. Они, как и люди, объединились, выстояли, защитили свой родной очаг и в дальнейшем навеки связали свою судьбу с великим русским народом. Культура каждого народа неотделима от его языка, письменности, обычаев, верований, творчества и быта. Антропологически даргинцы, населяющие территорию района, относятся к кавказскому типу, их язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи. Здесь сформировались следующие формы диалектов даргинского языка: кайтагский, кубачинский, сирхинский, санжинский, муиринский. Диалект кубачинского языка (к ним включают и близкий к ним язык жителей сс. Ашты, Дирбаг, Амузги, Сулевкент, Шири) существенно отличается от других даргинских диалектов, из-за чего отдельные исследователи кубачинцев в одно время относили к отдельному этносу. Жители с. Шадни между собой общаются на исторически родном лакском языке, а с соседними жителями чисто на даргинском и в паспорте записывали себя даргинцами. Сведения о древнем языке и письме дахадаевских даргинцев пока неточны и слабо освещены в исторических документах. Но о широком распространении здесь арабской письменности имеются достоверные данные, приводимые известным дагестанским ученым А.Р.Шихсаидовым. Он неоднократно организовывал экспедиции в район и по их итогам пишет: "В числе обществ, связанных с формированием рукописной традиции и ставших очагами рукописной книжной культуры, была "область" Зерехгеран (Кубачи)". Областью его он называет, имея в виду вхождение в это сообщество жителей прилегающих аулов: Ашты, Дирбаг, Шири, Амузги, Сулевкент и других, позднее слившихся с ними отселков. "Зерехгеран" специализировался на толковых словарях и грамматике арабского языка, а также сочинениях выдающегося деятеля суфизма ал-Газали (1056-1111). Наиболее раннее сочинение, переписанное каллиграфом Абу Бакром, сыном Мухадая ал-Джабали аз-Зерехгерани, датировано 1438 годом. В с.Кунки экспедиция обнаружила рукопись Корана в копии 899/1493-1494 гг., выполненный Харуном бин Ахмад аш-Ширини в селении Амузги. Работы по тиражированию рукописей в последующем выявлены экспедициями в сс. Урари, Викри, Кища(Кишши). Письменность и в течение XIX века велась на основе арабского алфавита (аджаме), далее - до 1930 года ввели латиницу, обучение велось на тюркском языке, а с 1938 года используется русская графика. Литературный даргинский язык начал складываться в советское время на основе акушинского диалекта. Общественный быт регулировался обычным правом, традициями, установлениями морально-этического кодекса. Нормы шариата почитались кадиями и населением в основном при значимых судебных разбирательствах. Центрами распространения ислама суннитского толка, принятого всем населением района в разное время, были Кала-Корейш (Х-ХI вв.) и Уркарах (принял ислам в 995 г.). Сравним, Кубачи в ислам обращен лишь в 1306 году. У урагинцев и дзилебкинцев ислам был распространен только после прихода Тимура. Из семи первых мечетей Дагестана А.Р.Шихсаидов называет мечеть Кала-Корейша XII века с его великолепным штуковым михрабом. Средневековые культовые сооружения в первозданном виде сохранились и в сс. Худуц, Кунки, Гуладты, Кубачи, Шири. Традиционными народными промыслами у сирхинцев считались ткацкое ремесло, выделка овчины; в Кубачах - в течение 2 тыс. лет формировалось искусство художественной обработки металла, производство кольчуг, домашней утвари, ювелирных украшений, холодного оружия, шитье золотыми нитками, вязание, а соседнее село Амузги специализировалось на производстве булатных клинков; в Харбуке в XIV-XV вв. плавили железо, изготавливали кинжалы, ножи и сабли, кремневые пистолеты и ружья, орудия сельского хозяйства, печи, замки и др. утварь; с VIII-IX вв. в Сулевкенте изготавливали керамическую посуду; искусство резьбы по камню распространено в Сутбуке, Кубачи, Урари, Урхниша, Бакни, Уркарахе; резчиками по дереву славились кищинцы, кубачинцы, калкнинцы, цураинцы. Паласы и ткани производили кищинцы. Отдельные традиционные народные промыслы сейчас сохранились в Кубачи (изделия из серебра, шитье), Харбуке (металлообработка), Кища (сундуки, люльки, чунгуры, ложки), Сутбуке (резные стелы, камины), Гуладты и Кунки (шубы, папахи). Район славится фольклорным творчеством гуладтынских, сутбукских, урагинских, урцакинских, кищинских, меусишинских и ицаринских хорео-графических коллективов. Район уникален еще тем, что на его территории расположено более 550 памятников культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе известный историко-архитектурный комплекс "Кала-Корейш", наскальные рисунки, писаницы эпохи бронзы в окрестностях сс. Дибгаши, Зубанчи-Трисанчи, Санжи-Ицари, Харбук; боевые и оборонительные средневековые башни разных типов в сс. Кубачи, Кища, Зубанчи, Ицари, Джурмачи, Ураги. Люди, составившие славу района и республики Земля Дахадаевского района дала миру плеяду известных в Республике Дагестан и за ее пределами представителей науки и образования, деятелей культуры, литературы, искусства и спорта, государственных и общественных деятелей, героев войны и труда. Среди них: отметивший недавно в республике свой 90-летний юбилей фронтовик, Герой России Магомед Гамзатов; замечательный животновод Герой Социалистического Труда Гилал Мусагаджиев; народный писатель Дагестана, киносценарист Ахмедхан Абу-Бакар; народный поэт Дагестана Сулейман Рабаданов; народный писатель Дагестана Магомед-Расул Расулов; народные художники России Расул Алиханов и Гаджи-Бахмуд Магомедов; народный художник Дагестана и заслуженный художник Грузинской ССР- Манаба Магомедова; композитор, член Союза композиторов России- Магомед Касумов; член-корреспондент Академии наук Азербайджана, один из первых ректоров ДГУ А.Г.Алиев; первый зам. председателя Президиума ДНЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ и РД А.К. Алиев; лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель науки РФ и РД И.А. Шамов; зав. кафедрой литератур Кавказа ДГУ, профессор А.М.Вагидов и многие другие. С прошлого года возглавляет ДГУ и добивается успешной реформы ведущего вуза республики М.Х.Рабаданов, а ректором налогового института также является уроженец Дахадаевского района Б.М.Магомедов. Среди государственных и общественных деятелей республики добрую память о себе оставил А.Т.Абдуллаев, проработавший на должности министра финансов Дагестана с 1962 по 1984 год, за свою безупречную службу прозванный в народе "железным министром". Также достойно представляет своих земляков на должности Министра по национальной политике, информации и внешним связям РД доктор философских наук Г.М.Курбанов. Яркий и плодотворный путь комсомольского и партийного лидера республики прошла П.К.Чурланова, которая ныне возглавляет не менее ответственный пост председателя Комитета Правительства РД по делам архивов. Порадовало дахадаевцев в 2008 году решение Российской Академии естественных наук об избрании их земляка генерального директора филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Магистральные электрические сети (МЭС) Центра - Мисрихана Мисриханова действительным членом Академии по отделению "Научные основы регулирования естественных монополий". | |
|
Всего комментариев: 0 | |