23:22
Дахадаевский район

История жителей  Дахадаевского района  неразрывно связана со всеми коренными народностями Дагестана.

О том, что эта земля была заселена людьми еще в ашельскую эпоху, свидетельствуют археологические находки, обнаруженные  на  ее территории - каменные и кремневые артефакты, хранящиеся в республиканском музее.

Первые земледельческие  поселения здесь, по сообщению директора Новосибирского института истории, археологии и этнографии академика А.П.Деревянко, посетившего район с экспедицией в сентябре-октябре 2004 года, возникли в 4-м тысячелетии до н.э. Крупный специалист в террасном земледелии профессор  М.А.Агларов также  признает, что Дагестан является древнейшим очагом возделывания зерновой культуры. Об этом свидетельствуют и удивляющие взор современников, многочисленные земледельческие террасы - великий труд наших предков, запечатленный на крутых горных склонах  вокруг сс. Ицари, Шири, Ураги, Урари и др.

Наскальные изображения эпох  энеолита, бронзы и раннего железа, выявленные в окрестностях поселений Санжи, Зубанчи, Кудаги, Дибгаши, Кубачи, образуют большую галерею "рисунков первобытных художников". На них минеральными красками охрой разных оттенков изображены безоаровые козы, олени, лошади,  всадники, древние солярные и   геометрические знаки.

Первым политическим образованием, куда входила территория Дахадаевского района, как и всей южной части Дагестана, являлась Кавказская Албания. Доктор исторических наук Б.Г.Алиев в этой связи приводит пример сравнительной схожести корней  многих слов, употребляемых в даргинском и удинском языках. А "...удинский язык, - пишет академик А.С.Чикобава,- исторически имел значительно большее  распространение, представляя собой один из пережиточно сохранившихся языков древней Кавказской Албании".

В V в.н.э. после распада Кавказской Албании и ее вхождения в состав Ирана на ее бывших границах возник ряд царств: Лакз, Табасаран, Хайдак (Хамзин), Гумик, Зирихгеран и др. Из них северная часть Хайдака и полностью Зирихгеран (нынешнее Кубачи с близлежащими поселениями) находятся на территории Дахадаевского района.

В VIII-Х вв., как пишет В.Ф.Минорский,  на территории Дагестана были известны и политические образования Карах (Уркарах) и Шандан.

Каждое из них объединяло определенные племенные группы даргинцев, проживающие на современной территории Дахадаевского района. Первое упоминание о Шандане дается у арабского автора  IX в. Белазури в связи с "исламским походом" арабского полководца Мервана на Дагестан и вторжением в Шандан в 740 году. В источниках также сообщается, что  "среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана". Исповедовали тогда их жители наряду с языческими верованиями христианство (распространяемое армянскими и грузинскими миссионерами) и иудейство (официально принятое частью хазар - временным союзником шанданцев в сражении против Ширвана и ал-Баба в 909 г.). Борьба за исламизацию шанданцев длилась более 100 лет, вплоть до его распада в начале ХI в. В названное политическое объединение, по версиям разных историков, входили общины аулов Дибгаши,  Калкни, Гунакари, Ираки, Чишили, Меусиша, Цизгари, Цураи, Бускри, Дейбук, Викри, Унеу и  др. поселений региона. Бытует мнение, что после распада Шандана происходит разобщение и ослабление племенных союзов даргинцев, и на его осколках выделились общинно-территориальные союзы Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго и Сюрга.  Здесь   еще предстоит провести дополнительные исследования.

Значительное влияние на политическую историю Дагестана во второй половине 1-го тыс. н.э. имели Хайдак (Кайтаг)  и Зирихгеран (Кубачи). В XIII-сер.XIX вв.  власть  Кайтагского уцмия (титул феодального правителя) распространялась на большинство поселений, расположенных ныне в Дахадаевском районе, где  и находится первоначальная резиденция уцмиев- Кала-Корейш. Кайтагское уцмийство, чья власть простиралась до побережья Каспия, ослабло после опустошительного вторжения полчищ Тамерленга в 1395-96 гг. В результате связанного с этим политического упадка уцмийства из его состава выделились общинные объединения Гапш, Ганк и Муйра. Наиболее влиятельными уцмиями после упоминаются Ахмед-хан (правил до 1578 г.), при его участии происходило оформление прав феодальной собственности, позднее принятые во всем Дагестане, и Рустем-хан-уцмий (XVI-XVII вв.) - составитель  одного из древних сборников обычного права народов Северного Кавказа.   

Общий обзор политической карты региона того периода позволяет выделить     вольное общество Сюрга (Сирха), куда вошли аулы и хутора Дуакара, Урари, Дзилебки, Наци, Цугни, Гуладты и др.    Главным селом сирхинцев было крупное поселение Нахки, но после его полного разрушения войсками Надир-шаха в 1741 году происходит возвышение
с.Урари.   

Как непокоренные свидетели разных лет до сих пор стоят на земле Дахадаевского района боевые и сторожевые башни, испытавшие нашествие гуннов, хазар, арабов, монголов, турок, тимуридов, персов, царских колонизаторов и других непрошеных возмутителей мирной жизни дагестанских народов. Они, как и люди, объединились, выстояли, защитили свой родной очаг и в дальнейшем навеки связали свою судьбу с великим русским народом.    

Культура и быт жителей

Культура каждого народа неотделима от его языка, письменности, обычаев, верований, творчества и быта.

Антропологически даргинцы, населяющие территорию района, относятся к кавказскому типу, их язык входит в  нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи. Здесь сформировались следующие формы диалектов даргинского языка:  кайтагский, кубачинский, сирхинский, санжинский, муиринский. Диалект кубачинского языка (к ним включают и близкий к ним язык жителей сс. Ашты, Дирбаг, Амузги, Сулевкент, Шири) существенно  отличается  от других даргинских диалектов, из-за чего отдельные исследователи кубачинцев в одно время относили к отдельному этносу. Жители с. Шадни между собой общаются на исторически родном лакском языке, а с соседними жителями чисто на даргинском и в паспорте записывали себя даргинцами.

Сведения о древнем языке и письме дахадаевских даргинцев пока неточны и слабо освещены в исторических документах. Но о широком распространении здесь арабской письменности имеются достоверные данные, приводимые известным дагестанским ученым А.Р.Шихсаидовым. Он неоднократно организовывал экспедиции в район и  по их итогам пишет: "В числе обществ, связанных с формированием рукописной традиции и ставших очагами рукописной книжной культуры, была "область" Зерехгеран (Кубачи)". Областью его он называет, имея в виду  вхождение в это сообщество жителей прилегающих аулов: Ашты, Дирбаг, Шири, Амузги, Сулевкент и других, позднее слившихся с ними отселков. "Зерехгеран" специализировался на толковых словарях и грамматике арабского языка, а также сочинениях выдающегося деятеля суфизма ал-Газали (1056-1111).

Наиболее раннее сочинение, переписанное каллиграфом Абу Бакром, сыном Мухадая ал-Джабали  аз-Зерехгерани, датировано 1438 годом. В с.Кунки экспедиция обнаружила рукопись Корана в копии  899/1493-1494 гг., выполненный Харуном бин Ахмад аш-Ширини в селении Амузги.  Работы по тиражированию рукописей  в последующем выявлены экспедициями в сс. Урари, Викри, Кища(Кишши).   

Письменность и в течение XIX века   велась на основе арабского алфавита (аджаме), далее - до 1930 года  ввели латиницу, обучение велось на тюркском языке, а с 1938 года используется русская графика. Литературный даргинский язык начал складываться в советское время на основе акушинского диалекта.

Общественный быт регулировался обычным правом, традициями, установлениями морально-этического кодекса. Нормы шариата почитались кадиями и населением в основном при значимых судебных разбирательствах.

Центрами распространения ислама суннитского толка, принятого всем населением района в разное время, были Кала-Корейш (Х-ХI вв.) и Уркарах (принял ислам в 995 г.). Сравним,  Кубачи в ислам обращен лишь в 1306 году. У урагинцев и дзилебкинцев ислам был распространен только после прихода Тимура. Из семи первых мечетей Дагестана А.Р.Шихсаидов называет мечеть Кала-Корейша XII века с его великолепным штуковым михрабом. Средневековые культовые сооружения в  первозданном  виде  сохранились и в сс. Худуц, Кунки, Гуладты, Кубачи, Шири.

Традиционными народными промыслами у сирхинцев считались  ткацкое ремесло, выделка овчины; в Кубачах - в течение 2 тыс. лет формировалось искусство художественной обработки металла, производство кольчуг, домашней утвари, ювелирных украшений, холодного оружия, шитье золотыми нитками, вязание, а соседнее село Амузги специализировалось на производстве булатных клинков; в Харбуке в XIV-XV вв. плавили железо, изготавливали кинжалы, ножи и  сабли,  кремневые пистолеты и ружья, орудия сельского хозяйства, печи, замки и др. утварь; с VIII-IX вв. в Сулевкенте изготавливали керамическую посуду; искусство резьбы по камню распространено в Сутбуке, Кубачи, Урари, Урхниша, Бакни, Уркарахе; резчиками по дереву славились кищинцы, кубачинцы, калкнинцы, цураинцы. Паласы и ткани производили кищинцы.

Отдельные  традиционные народные промыслы сейчас сохранились в Кубачи (изделия из серебра, шитье), Харбуке (металлообработка), Кища (сундуки, люльки, чунгуры, ложки), Сутбуке (резные стелы, камины), Гуладты и Кунки (шубы, папахи).  Район славится фольклорным творчеством  гуладтынских, сутбукских, урагинских, урцакинских, кищинских, меусишинских и ицаринских  хорео-графических   коллективов.

Район уникален еще тем, что на его территории расположено более 550   памятников культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе известный историко-архитектурный комплекс "Кала-Корейш", наскальные рисунки, писаницы эпохи бронзы в окрестностях сс. Дибгаши, Зубанчи-Трисанчи, Санжи-Ицари, Харбук; боевые и оборонительные средневековые башни разных типов в сс. Кубачи, Кища, Зубанчи, Ицари, Джурмачи, Ураги.

Люди, составившие славу района и республики

Земля Дахадаевского района дала миру плеяду известных в Республике Дагестан и за ее пределами представителей науки и образования, деятелей культуры, литературы, искусства и спорта, государственных и общественных деятелей, героев войны и труда. Среди них: отметивший недавно в республике свой 90-летний юбилей  фронтовик,  Герой России Магомед Гамзатов; замечательный животновод Герой Социалистического Труда Гилал Мусагаджиев; народный писатель Дагестана, киносценарист Ахмедхан Абу-Бакар; народный поэт Дагестана Сулейман Рабаданов; народный писатель Дагестана Магомед-Расул Расулов; народные художники России Расул Алиханов и Гаджи-Бахмуд Магомедов; народный художник Дагестана и заслуженный художник Грузинской ССР- Манаба Магомедова; композитор, член Союза композиторов России- Магомед Касумов; член-корреспондент Академии наук Азербайджана, один из первых ректоров ДГУ А.Г.Алиев; первый зам. председателя Президиума ДНЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ и РД А.К. Алиев;   лауреат Государственной  премии России, заслуженный деятель науки РФ и РД    И.А. Шамов; зав. кафедрой литератур Кавказа ДГУ, профессор  А.М.Вагидов  и  многие другие. С прошлого года возглавляет ДГУ и добивается успешной реформы  ведущего вуза республики  М.Х.Рабаданов, а ректором налогового института также является уроженец Дахадаевского района Б.М.Магомедов.

Среди государственных и общественных деятелей республики добрую память о себе оставил А.Т.Абдуллаев, проработавший на должности министра финансов Дагестана с 1962 по 1984 год,  за свою безупречную службу  прозванный в народе "железным министром". Также достойно представляет своих земляков на должности Министра по национальной политике, информации и  внешним связям РД доктор философских  наук Г.М.Курбанов.

Яркий и плодотворный путь комсомольского и партийного лидера республики прошла П.К.Чурланова, которая ныне возглавляет не менее ответственный пост председателя Комитета Правительства  РД по делам архивов. 

Порадовало дахадаевцев  в 2008 году решение Российской Академии естественных наук об избрании их земляка  генерального директора филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Магистральные электрические сети (МЭС) Центра - Мисрихана Мисриханова действительным членом Академии по отделению "Научные основы регулирования естественных монополий".

Просмотров: 907 | Добавил: My_Derbent | Теги: Дахадаевский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar