На склонах гор, на высоте 1450-1500 метров над уровнем Мирового океана, откуда с юга и юго-запада видны вечно снежные вершины Алахар-дага, Куру-дага, Качма-дага, Лис, раскинулось село Уркарах.

В его состав до 70-х годов XX века входили Нижний Уркарах, /Гарша и Карша/, верхний Уркарах /ЧибяхIша/ и новое поселение, построенное в 60-е годы XX в. в юго-восточной части существовавшего села.

По преданиям, многочисленным вещественным доказательствам: развалинам, сохранившимся остаткам фундаментов и стен жилых домов, оборонительных сооружений, кладбищ домусульманского периода — в начале средних веков вокруг Уркараха было 14 поселений тухумов, живших в местностях: Ширбачи, Гамзала калпи /XIямзайла къялпи/, Калъначи /КIялгIначи/, Маммила ая /Маммила гIяя/, Эла ая /ГIела гIяя/, Халдарла бах /Халдарла бяхI/ в сторону Нижнего Кища, Уржела / УржегIела/, Апраци /ГIяпраци/, Гарацани муза /Гъярацани муза/, Карагу бах /Кьарагу бяхI/, Чудурла бах, Дурига бах, Дурига хаб /Дурига хъяб/, Халдарла бах /Халдарла бяхI/ в сторону Меусиша.

Сохранившиеся до сих пор исторические памятники /кладбища, могильники/, например, армянские кладбища во дворе уркарахского филиала Каспийского завода точной механики, говорят о том, что в Уркарахе до ислама какое-то время существовало христианство.

Уркарах в свое время был резиденцией уцмия Кайтагского. Если о пребывании уцмия в первой резиденции — Калакорейше – народная память не сохранила никаких подробностей, кроме самого факта, то с пребыванием уцмия в Уркарахе связано немало исторических преданий.

Профессор В. Ф. Минорский считал, что упоминаемый в трудах арабских географов IX-X вв. Карах /Кердж/ следует отождествлять с Уркарахом. С этим мнением хорошо согласуется существование в Уркарахе древних полуцилиндрических надгробий.

Интересно предание, по которому Уркарах в далеком прошлом делился на три части, где отдельно жили армяне, евреи и русские. Трижды приходили в Уркарах арабы, чтобы обратить его жителей в ислам. Постепенно это им удалось, причем первыми приняли ислам армяне. Окончательно ислам утвердился в Уркарахе лишь тогда, когда один из местных жителей убедил арабского военачальника выдать за его сына дочь. Араб согласился и, в свою очередь, сам женился на уркарахской девушке.

Закрепившись в Дибгаши (и, возможно, в Ираги), военачальники Дербентского эмирата не могли не обратить внимания на лежащее выше, к западу, небольшое плоскогорье, господствующее над верховьями речных долин Артузеня и Буама (Уллучая) селение Уркарах («Ул-карах» — ал-Карах). Такое расположение предопределяло широкие связи этой небольшой земли. Недаром отмечалось, что самое раннее упоминание об «ал-карахцах» (у ал-Истахри, нач. X в.) называет их в числе племен, тяготеющих к рынку и портовому городу Дербент. В сочинении Масуди (ок. 944 г.) упомянут здешний правитель мусульман с титулом «барзбан». Историки едины в том, что титул этот происходит от персидского «марзбан» (хранитель границы), как именовались еще при сасанидах наместники пограничных земель. Люди барзбана вооружались булавами. Во времена Масуди ислам, по видимому, исповедовала лишь верхушка общества «Тарих ал-Баб» сообщает, что народ ал-Караха только в 995 году принял ислам стараниями Дербентского змира Маймуна ибн Ахмада (внука ал-Малика). По-видимому, Дорбентский змират был серьезно заинтересован в союзе с ал-Карахом (Ур ... Читать дальше »

Просмотров: 2790 | Добавил: My_Derbent | Дата: 22.03.2015 | Комментарии (0)

Подтверждением того, что в Уркарахе ислам стал господствующей религией в указанное время, является и такой факт. Уркарахцы непосредственно претерпели нашествия арабских завоевателей. В самом центре старой части Уркараха до последнего времени, то есть до строительства нового административного здания /в начале 70-х годов/, в районе основного родника /Батагьа гIиниз/ было множество арабских могильников, памятников, аналогичных надгробьям в Дербентском Кырхляре. Каждая могила была покрыта сверху монолитным, выдолбленным изнутри камнем полуцилиндрической формы. На некоторых из них сохранились заметные следы куфических надписей. При рытье котлована под строительство административного здания закопали бесценные исторические и культурные памятники Уркараха. До сих пор остается открытым вопрос: на каком транспорте и какими дорогами эти надгробные камни в далеком прошлом были доставлены в Уркарах из Дербентского каменного карьера? Ведь каждый из них весит не одну сотню килограммов.

Представители местной верхушки, осознавая выгоду для себя развитых феодальных порядков, ориентировались на Дербентских эмиров и закрепляли свою социальную солидарность принятием ислама. В феодальных междоусобицах они нередко выступали их союзниками.

К середине X в. военно-политическое противостояние в верховьях Уллучая и Арт-озени обостряется, но тут Хазария получает удар извне: в 965 г. она разваливается под ударом войск князя Святослава. Ее союзник Шандан быстро слабеет: Упоминания о нем единичны, последняя военная акция шанданцев (поход на Дербент и на «сугуры» в 1037 г.) оканчивается их поражением, а к 1070 г. их правитель переходит в ислам. С тех пор Шандан исчезает со страниц источников.

Зато явно усиливается связь Кайтага и ал-Караха с исламским миром: в 995 г. уркарахцы окончательно переходят в ислам, еще раньше это происходит в Кайтаге. Отчасти тех и других подталкивает к этому и возросшая активность Серира. Мы уже отмечали расширение его границ к концу XI в., после падения Хазарии. Военный нажим (иногда в союзе с аланами и даже руссами) с его стороны отмечается до 60-х гг. XI в.

В государственное образование ал-Карах входили селения: Уркарах, Дибгалик, Журмачи, Чишили, Шулерчи, Кища, Дибгаши, Унакари, Зильбачи, Прага, Кудагу, Зубанчи, Тирисанчи, Ираги, Калкнин, Сурхачи.

После распада ал-Караха на его территории образовались три союза сельских общин: Гапш, куда входили Кища, Кубачи, Амузги, Сулевкент, Шара, Харбук; Муйра, куда входили селения Дибгаши, Унакари, Зильбачи, Ираги, Кудагу, Зубанчи, Трисанчи, Прага, Калкни, Сурхачи.

В XI-XIII веках происходят серьезные изменения в исторических судьбах раннесредневековых государств Дагестана. «Прежде всего бросается в глаза децентрализация политической власти в большинстве из них /Лакз, Табасаран, Гумик, Сарир/. Одновременно наблюдается усиление таких владений, как Дербентский эмират и Хайдак /Кайтагское уцмийство/, в течение Х-ХII вв. теряют свою самостоятельность Филан и Карах».

В южной части даргинских земель в Кайтаг-Дарго происходят те же процессы, но осложненные более частым внешним вмешательством. Процесс объединения мелких родовых поселков в джамаатские села обозначился здесь, может быть, даже раньше, чем на севере Даргинии (еще в XI в.), и естественными «рамками» для объединения этих сел в общинные союзы, наподобие хуреба, должны были бы стать прежние здешние территориальные единицы - Хайдак, Шандан (Джидан), Зирихгеран ... Читать дальше »

Просмотров: 3415 | Добавил: My_Derbent | Дата: 22.03.2015 | Комментарии (0)