12:25
Уркарах, Дахадаевский район (Часть - I)

На склонах гор, на высоте 1450-1500 метров над уровнем Мирового океана, откуда с юга и юго-запада видны вечно снежные вершины Алахар-дага, Куру-дага, Качма-дага, Лис, раскинулось село Уркарах.

В его состав до 70-х годов XX века входили Нижний Уркарах, /Гарша и Карша/, верхний Уркарах /ЧибяхIша/ и новое поселение, построенное в 60-е годы XX в. в юго-восточной части существовавшего села.

По преданиям, многочисленным вещественным доказательствам: развалинам, сохранившимся остаткам фундаментов и стен жилых домов, оборонительных сооружений, кладбищ домусульманского периода — в начале средних веков вокруг Уркараха было 14 поселений тухумов, живших в местностях: Ширбачи, Гамзала калпи /XIямзайла къялпи/, Калъначи /КIялгIначи/, Маммила ая /Маммила гIяя/, Эла ая /ГIела гIяя/, Халдарла бах /Халдарла бяхI/ в сторону Нижнего Кища, Уржела / УржегIела/, Апраци /ГIяпраци/, Гарацани муза /Гъярацани муза/, Карагу бах /Кьарагу бяхI/, Чудурла бах, Дурига бах, Дурига хаб /Дурига хъяб/, Халдарла бах /Халдарла бяхI/ в сторону Меусиша.

Сохранившиеся до сих пор исторические памятники /кладбища, могильники/, например, армянские кладбища во дворе уркарахского филиала Каспийского завода точной механики, говорят о том, что в Уркарахе до ислама какое-то время существовало христианство.

Уркарах в свое время был резиденцией уцмия Кайтагского. Если о пребывании уцмия в первой резиденции — Калакорейше – народная память не сохранила никаких подробностей, кроме самого факта, то с пребыванием уцмия в Уркарахе связано немало исторических преданий.

Профессор В. Ф. Минорский считал, что упоминаемый в трудах арабских географов IX-X вв. Карах /Кердж/ следует отождествлять с Уркарахом. С этим мнением хорошо согласуется существование в Уркарахе древних полуцилиндрических надгробий.

Интересно предание, по которому Уркарах в далеком прошлом делился на три части, где отдельно жили армяне, евреи и русские. Трижды приходили в Уркарах арабы, чтобы обратить его жителей в ислам. Постепенно это им удалось, причем первыми приняли ислам армяне. Окончательно ислам утвердился в Уркарахе лишь тогда, когда один из местных жителей убедил арабского военачальника выдать за его сына дочь. Араб согласился и, в свою очередь, сам женился на уркарахской девушке.

Закрепившись в Дибгаши (и, возможно, в Ираги), военачальники Дербентского эмирата не могли не обратить внимания на лежащее выше, к западу, небольшое плоскогорье, господствующее над верховьями речных долин Артузеня и Буама (Уллучая) селение Уркарах («Ул-карах» — ал-Карах). Такое расположение предопределяло широкие связи этой небольшой земли. Недаром отмечалось, что самое раннее упоминание об «ал-карахцах» (у ал-Истахри, нач. X в.) называет их в числе племен, тяготеющих к рынку и портовому городу Дербент. В сочинении Масуди (ок. 944 г.) упомянут здешний правитель мусульман с титулом «барзбан». Историки едины в том, что титул этот происходит от персидского «марзбан» (хранитель границы), как именовались еще при сасанидах наместники пограничных земель. Люди барзбана вооружались булавами. Во времена Масуди ислам, по видимому, исповедовала лишь верхушка общества «Тарих ал-Баб» сообщает, что народ ал-Караха только в 995 году принял ислам стараниями Дербентского змира Маймуна ибн Ахмада (внука ал-Малика). По-видимому, Дорбентский змират был серьезно заинтересован в союзе с ал-Карахом (Уркарахом) ввиду его стратегического значения. Эту сухую, короткую запись в «Тарих ал-Баб» оживляет уркарахское предание. Согласно ему, и Уркарах, действительно, прибыл змир-араб, который стал склонять жителей села принять ислам. Уговоры были долгими и сложными, пришелец то угрожал, то уговаривал и обещал... Долго противились ему уркарахцы. Наконец поставили условие: они согласны стать мусульманами, но только в том случае, если эмир выдаст свою дочь за сына уркарахского старейшины. Можно полагать, что в таком браке джамаат видел гарантию отношения к ним как к равным со стороны Дербентского змирата, уважения их прав не только на словах: девушка-аристократка становилась своего рода залогом их будущих прав, а их уступка эмиру уже не выглядела односторонней и унизительной. В словах «Тарих ал-Баб» об особой личной заслуге эмира Маймуна ибн Ахмада в исламизации уркарахцев слышится какой то скрытый намек на уступки.

В 1033 году уркарахцы с помощью небольшого отряда неких Хусрала и Хайсама б. Маймуна ал-Баб сумели разбить войско «аланов» и руссов во главе с «властителем» аланов, двигавшееся с целью грабежа и мести на Дербент откуда то с северо-запада (возможно, из бассейна Дарго-херк). Рассказавший об этом автор «Тарих ал-Баб» с этого момента прямо относит ал-Карах к числу «исламских центров» или «сугуров» (пограничных укреплений).

По всей вероятности, тухумы из первых 7 поселений переселились в Гарша, а остальные в Карша. Верхний Уркарах же возник после образования Уркараха как сторожевой башни. Первоначально здесь караульную службу несли жители селения по очереди, а затем решением джамаата была выбрана группа уркарахцев для несения круглосуточной караульной службы. Впоследствии им же было разрешено построить здесь индивидуальные жилые дома. Так возник Верхний Уркарах. Это подтверждает сохранившийся до сих пор обычай: часть тухума Верхнего Уркараха своих умерших родичей хоронит на кладбище каршинцев в местности Иркайла бах (Ирхьийла бяхI), а другая часть на кладбище гаршинцов, расположенном над бывшим домом уцмия.

Цель обьединения маленьких тухумских поселений в единое крупное село Уркарах – обеспечить необходимую оборону и защиту от нападений соседей и иноземных завоевателей. Строительство здесь оборонительных сооружений, видимо, относится к IV-V векам, как сказано в «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века», когда участились набеги гуннов. Неисчислимые бедствия населению Дагестана приносили нашествия гуннов. Захватив в конце IV века Прикаспийскую низменность, они разорили города и селения, истребили большое число жителей. На территории Дагестана, расположенной между современным г. Махачкала и рекой Уллучай, образовалась «страна гуннов». Это тяжело отразилось также и на положении племен горного Дагестана. Захват гуннами Прикаспия резко ограничил жизненно необходимые для горцев контакты и взаимосвязи с населением равнины. А походы и погромы кочевников представляли прямую угрозу существованию самого населения гор, в том числе и Уркараха.

Современник этих событий, антиохский грек Аммиан Марцеллин пишет, чю гунны отличаются физической силой, грубым «чудовищным и страшным» видом. «Питаются они кореньями и полусырым мясом». «Все они, не имея ни определенного места жительства, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам... с кибитками, в которых они проводят жизнь... гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми».

Происхождение названия села

Сторожевая башня — Верхний Уркарах, как было сказано, расположилась на вершине высокоскалистой горы «Байнала бах» /Байнала бяхI/, откуда как на ладони видны все ведущие в Уркарах дороги, почти все населенные пункты сирха /сирхIя/, муэри — /муйра/, значительная территория Кайтагского, Акушинского, Агульского и других районов, весь Уркарахский мулк. Вот почему он служил наблюдательным пунктом на все 360 градусов.

Само название села Уркарах, по преданию, состоит из двух слов: «улка» и «раг» /рагъ/, то есть, засов / замок мулька /, не открываемый, не преодолимый противником, продвигавшимся со всех сторон. «Улка» – это мульк, территория, принадлежащая селу, а рагъ — это засов, которым в древности /да кое-где и ныне/ закрывают изнутри ворота или дверь. Отсюда название первоначально Улкарагь, а впоследствии — Уркарах, что значит «запирающий вход в страну». Вполне возможно, что от того названия взят титул правителем Уркараха X века Марзубан, то есть хранитель земли, о ком будет сказано ниже...

В письменных источниках, например, в «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIIIB.», Уркарах впервые упоминается в X веке как раннефеодальное государство. «На территории Дагестана в X веке существовал ряд раннефеодальных государств — Баб ал-Абваб /Дербент/, Лакз /Южный Дагестан/, Табасаран, Хайдак /Кайтак/, Гумик /Кумух/, Зирихгеран /позже Кубачи/, Сарир /Авария/, Карах /Уркарах/, Филан».

Нет сомнений в том, что в свое время Нижний Уркарах /Хьарша/ и Верхний Уркарах / Хъарша/ существовали как отдельные села, но близкие по территории, тесно связанные между собою хозяйственной и социально-культурной деятельностью, обычаями и языком. Об этом говорят многочисленные топонимические названия. Так, хъаршала вацIа, хъаршала мулк, хъаршала шурагьи /каршинский лес, мулк, озеро/ и т.д. Или, хъаршала гIинзурби, хъаршала шурагьи, хъаршала мулк /каршинские водоисточники, озеро, мулк /. От старожилов села и сегодня можно услышать, что они пасли скот на пастбищах Гарша /Хьарша/, были в лесу каршинцев /хъаршинцев/, заготовили бутовой камень для строительства индивидуального дома на территории Гарша /хьарша/ и т.д.

Рассказы старожилов говорят о том, что не всегда между гаршинцами и каршинцами взаимоотношения были нормальными. Очень часто ссоры возникали в основном из-за общинных земель, но разрешались без особых затруднений, столкновений. Зато уркарахцы очень сплоченно и дружно вели борьбу против общих врагов. Уркарах — один из древнейших и крупных аулов горного Дагестана. Об этом говорят многочисленные письменные и вещественные доказательства. В 943 году его называли городом, и оно было местом жительства царя Марзубы. Об этом утверждает автор X века ал-Масуди в известном сочинении. В 943 году, сказано там, ряд даргинских земель /в частности, Уркарах/ еще не входил в состав владений Кайтагского уцмия. «Со стороны Кахаба и Сарира Хайдак граничит с землей царя Марзубы, которая называется Кардаги /Карах/. «Карах — это современный Уркарах, расположенный на дороге из Центрального Дагестана в Хайдак и Дербент. Правитель его носил титул Марзубана, т.е хранителя границы. В X-XI вв. Уркарах играет активную роль во внутриполитической жизни Дагестана».

При земляных работах у здания средней школы учащиеся первого ее выпуска в 1949 году случайно обнаружили несколько одиночных захоронений, в которых нашли множество разноцветных колец, бус, разных медных женских украшений, в том числе и винтовой браслет со змеевидной головкой, идентичный экспонатам краеведческого музея Дагестана, раскопанным из Карабудахкентских могильников /II-III века н.э./. Обнаруженные учащимися Уркарахской СШ могильники относятся к древнейшим. Подтверждением этому служит и такой факт. В одном из этих могильников было найдено куриное яйцо-скорлупа, завернутое в бумагу с круговой надписью. Ее никто из тогдашних арабистов Уркараха не мог расшифровать. Известный во всем мусульманском обществе Дагестана МахIяммад-Кади Уркарахский в 1949 г. (он был кадием Уркарахской Джума-мечети), просмотрев запись на скорлупе, сказал, что «… этот алфавит мне неизвестен… он древнейший… существовавший до появления мусульманского…».

В середине 70 годов XX в. Габибов Габиб /Мезетла/ из с. Уркарах при капитальном ремонте западной стены своего жилого дома под фундаментом обнаружил могилу — индивидуальное захоронение. При ее раскрытии оказалось, что она состоит из четырех боковых каменных стен, причем из первоклассно обтесанного местного строительного камня. Сверху лежала монолитная каменная плита, которыми богата природа Уркараха. Внутри этого склепа — деревянный гроб без единого гвоздя, доски ручной обработки соединены в ящик деревянными восьмерками. Некоторые кости и часть деревянной конструкции были сданы в филиал АН ДАССР для исследования. Данное захоронение относится к VII-XI векам и является дополнительным подтверждением того, что Уркарах — древнейшее село и в те далекие времена здесь, как и во всем Дагестане, господствовало христианство. Летом 1974 г. на западной окраине Уркараха, по словам В. Котовича, в урочище «Хьана» при строительных работах были обнаружены три крупных каменных склепа. Каждый из них представлял сравнительно большую подземную камеру прямоугольной формы, стены которой были образованы крупными вертикальными плитами, а длинные плиты были сложены из небольших, тщательно отделанных и подогнанных камней». Они /уркарахские склепы/ по завершенности архитектурного облика и высокой строительной технике заметно превосходят подобные же погребальные сооружения, известные до сих пор в Дагестане и, пожалуй, на всем Северном Кавказе».

До распространения ислама какое-то время в Уркарахе господствовало христианство, а до этого, до VIII—XI вв., уркарахцы были язычниками. Они поклонялись огню, солнцу, луне и т.д. Сохранившиеся до сих пор некоторые похоронные обряды, запрещенные Кораном, говорят о том, что в Уркарахе господствовала и иудейская религия. Мусульманская религия была введена здесь, как и в других местах, силой оружия, насильно в Х-ХI веках. «Для широких слоев трудящихся масс ислам был совершенно чуждой, насаждаемой извне и сверху идеологией, не имевшей никаких корней в традиционном сознании народов Дагестана. В той или иной мере трудящиеся массы не могли не уяснить себе, что ислам — это идеология иноземных захватчиков и местных феодальных угнетателей, то есть, идеология социального врага. И потому, по всей вероятности, эти старые обряды и обычаи не забыты.

 

Просмотров: 2803 | Добавил: My_Derbent | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar