Исламское искусство Дагестана изучено слабо по разным причинам. Одна из них кроется в том, что до недавнего времени не было возможности позитивной оценки мусульманской религии как системы вероучения, права, этики и морали, но зато всячески поощрялись те, кто усердствовал в ее поношении вместе со связанным с ней искусством.

За годы воинствующего атеизма мусульманская культура и искусство Дагестана утратили некоторые свои черты в результате разрушения памятников исламской культовой архитектуры - мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев. Погибло немало ценных памятников исламского искусства-произведения резьбы по камню и дереву, стукковые (из ганча) рельефы, представляющие составные части декора мусульманских архитектурных сооружений, ковровые и другие изделия с исламской символикой или декоративными арабскими надписями. Утрачено немало памятников письменной культуры - рукописи на арабском языке.

Принятие дагестанскими народами ислама оказало огромное влияние на их исторические судьбы и на все сферы духовной культуры. Процесс исламизации горного края охватывал весьма длительный период с VII по XV века, который завершился утверждением здесь мусульманской веры суннитского толка как официальной религии и идеологии. Вместе с мусульманством в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока.

Одновременно с этим в Дагестане распространяются специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа, жесткие рамки религиозных канонов и правил направили творчество дагестанских мастеров на разработку орнамента, который еще в эпоху средневековья становится необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.

Развертывается строительство зданий мусульманской культовой архитектуры - мечетей и минаретов, а также медресе, которые возводились лучшими профессиональными мастерами - народными зодчими. Детали этих сооружений - порталы, двери, окна, карнизы, михрабы и мимоары - украшали великолепной художественной резьбой и декоративно оформленными надписями знаменитые резчики по камню, дереву, специалисты резьбы по ганчу (алебастру) и другие мастера.

В средневековом Дагестане, как и в странах Ближнего и Среднего Востока, одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства Востока справедливо отмечают, что высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство, занимая среди других его видов почетное место. Достигнув необычайной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну 143 форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья.

Афоризмы, изречения из Корана, благопожелания, имена владельцев различных предметов, надписи исторического содержания, с большим мастерством исполненные декоративно трактованными арабскими буквами, украшали керамику, изделия из металла, оружие, предметы из ... Читать дальше »

Просмотров: 604 | Добавил: My_Derbent | Дата: 22.08.2015 | Комментарии (0)

Просмотров: 534 | Добавил: My_Derbent | Дата: 22.08.2015 | Комментарии (0)