Расположенная на Великом Шелковом пути крепость Анжи стала южным российским форпостом на Кавказе

Судьбе угодно было разместить Махачкалу в дагестанском коридоре, по которому от Железных ворот Дербента до Дикого поля с севера на юг и с юга на север веками с огнем и мечом проносились едва ли не все великие народы древности: гунны, кавказские албаны, тюрки, персы, арабы, хазары, половцы, викинги, русичи, монголы, турки-османы. Камни глинобитной крепостицы Анжи-Кала («жемчужная цитадель»), преемницы древней хазарской столицы Семендера, обильно политы потом и кровью тысяч и тысяч воинов, чьи имена история не сохранила. Стиснутая столообразной горой Тарки-Тау и голубым зеркалом Каспия, Анжи-Кала многократно горела и разрушалась полчищами захватчиков, что мешало создать здесь долговременное поселение людей, привязанных к земле.

Вместе с тем проходивший тут один из боковых маршрутов Великого Шелкового пути и наличие многочисленных источников пресной воды постоянно привлекали на каспийские берега горское население Кавказа.

Именно целебные источники и пресная вода стали причиной прихода сюда 15 августа 1722 года русского императора Петра I, во главе своей пехотной «авангардии» совершавшего поход на Персию. Государь понимал толк в хорошей воде (именно ее качество стало решающим при выборе царем места будущих городов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Петрозаводска) и после изнурительного марш-броска по пустынным степям от Астрахани с удовольствием принял кувшин чистой влаги от жителей аула Тарки. Здесь же он и повелел разбить лагерь армии, сокрушившей Швецию и готовящейся сокрушить Персию. На месте, ныне именуемом Петровской горкой, в трех верстах от Тарков воткнул в землю шест с императорским штандартом — «где раз поднят российский флаг, спускать оный уже не должно!». Флаг не спустили и по сей день, зато на этом месте сегодня распустились лепестки кварталов жемчужины Каспийского моря – дагестанской Махачкалы.

24 октября 1857 года император Александр II подписал указ об учреждении портового города Петровска, утвердив положение об управлении городом. Кавказская война заканчивалась, имам Шамиль с мюридами были оттеснены далеко в горы, в Дагестане необходимо было налаживать мирную жизнь. Петровское укрепление стало Порт-Петровском.

Дополнительные силы для развития город получил заботами выдающегося немецкого ученого Германа Абиха, исследователя итальянских вулканов Везувий, Этна, Стромболи, отца кавказской геологии. Именно ему удалось убедить правительство проложить железную дорогу на Баку вдоль каспийского побережья, как раз через молодой Порт-Петровск. Абих также открыл серно-щелочные грязи в районе озера Ак-Гель и соляные выходы Туралинского озера.

Сюда же была завезена крымская лоза муската, давшая начало дагестанскому виноградарству.

С окончанием военных походов в Среднюю Азию и присоединением к России Туркестанского края судоходство на Каспии резко оживилось. С развитием морского и железнодорожного сообщения значение Порт-Петровского для налаживания пострадавшей от многолетней войны кавказской торговли заметно выросло. Строительство коммуникаций и обустройство каспийских нефтяных промысл ... Читать дальше »

Просмотров: 684 | Добавил: My_Derbent | Дата: 20.10.2015 | Комментарии (0)