Селение Цыйша расположено у подножья Щунудагского плато, высота которого достигает 3000 метров над уровнем мирового океана. Площадь плато тысяча восемьсот гектаров. На вершине плато много удивительных природных памятников: высокие скалы, похожие на сказочные дворцы, ледяные пещеры, где круглый год не тает лед и много студеных родников.
Еще издревле Щунудаг считали священной горой. Еще 9-веке великий арабский историк-путешественик, из рода Пророка Ислама Мухаммед ал Масуду писал: «над Кутмухом (араб. название Кумуха) на Востоке поднимается на небо священная гора с двумя высокими вершинами как близнецы похожие друг с другом. Весной на это гору поднимается сабли, зажиганием костров извещает своему народу начало Нового года, т.е. «Навруз Байрама».
С вершины Щунудаг, в сторону села Бурлит красивый водопад, высотой более 30 метров.
Много легенды и сказании связано с Щунудагом. Еще 700 лет тому назад с вершины Щунудага, повторяя подвиг древне-греческого Икара юноша по имени ГъартIу поднялся на небо. О подвиге этого героя целую поэму написал известный лакский поэт, ученый Магомед-Загид Аминов.
По преданию народа название села образовалось от лакского слова «ЦIущи» (зажигай огонь). До принятия ислама лакцы исповедовали религию пророка Заратушти, т.е. религию огнепоклонников.
И до сих пор у нас сохранились некоторые обряды от этой религии: Зажигание костров во время «Навруз Байрама», клятва именем солнца, обмазывание речных булыжников жиром.
Возраст современного села по строению домов примерно можно сказать 700-800 лет.
До образования нынешнего села на Цыйшинской земле находилось крупное городище-крепость занимаемое площадью около 40 гектаров. По данным археологов на этом месте люди жили еще 3000 лет до нашей эры.
Это городище было расположено на безопасном месте военно-стратегическом плане, вокруг этого города находится, глубокие речные каньоны в некоторых местах глубина каньона достигает 150-200 метров. Вдобавок вокруг городище были, более двадцати сигнально-сторожевых башен и даже на вершине Щунудага было сигнальная башня, это подтверждает топонимическое названия «Къалалухалу».
Цыйшинская городище прекратило свое существование после нашествие монгольского нашествия шаха в 1239-40 году. По архивным данным после нашествие монголов от лакцев остались живых только 1033 мужчин, остальные погибли, защищая родную землю.
Кровавое сражение произошло на местности «Аьрай Къур», Аьрай сунн», между крепостью «Къахъбал къала» и Оьнна бакIу». На этом месте до недавнего времени люди находили трехлопастные монгольские стрелы. У подножья «Аьрай сунн» находится кладбище «не верных».
Есть предположение не которых историков, что Цыйшинское городище было изначальной столицей лаков, об этом свидетельствуют надгробные памятники, написанные Куфинском альфавите с изображением символикой Шамхалов (Символ солнечных крыльев).
На Цыйшинской земле имеется 5 кладбищ, из них 3-мусулманских, 2- кяфирские в местности «Эяхалу» археологи нашли трех яростные могильники.
Со времен образования с. Цыйша населения села занималось земледелием, скотоводством и отходничеством (лудильщики, жестянщики, ювелиры, канатоходцы) жители села выезжали в города Средней Азии, Баку Тбилиси, Владикавказ, Пермь, Армавир на территорий сел. Цыйша находились 21 водяных мельниц принадлежащих жителю сел. Цыйша.
По данным переписи населения 1886 году в селении Цыйша проживали 467 человек из них 244-мужчин, 223-женщин.
В личных хозяйствах жители села имели крупного рогатого скота -303 голов, мелкого рогатый скот - 2832 голов, лошади – 52 голов.
До революции сел. Цыйша называлось сел. Ученых.
В селе около 200 лет функционировало прославленное Медресе, где учились около 70 учеников.
Прославленными учеными в свое время были Абдулгалим Цыйшинский философ - математик, который руководитель Цыйшинским Медресе.
Гаджимурад Цыйшинский философ поэт, писавший стихи и научные трактаты на 7 языках.
Дивир – Магомед, Имам –Гусейн, Магоммадали, Мадал Махмуд, Мадал Разу Жмал, Сурхай, Хамил-кади Сунгур, Дауд, Гасангалаби, Бакал Дауд, Рамазан который преподовал в Азербайджане в Медресе 1936 году в селении организовали Колхоз.
Работая в колхозе зав. М.Т.Ф. Дайтиев Дайти и чабан колхоза Рашидов Джапар, удостоены орденами трудового красного знамени. Во время ВОВ из села ушли на фронт 61 человек, из них не вернулись более 30 человек. На трудовом фронте участвовало 44 человек из них 5 человек погибло.
65 человек выходцы из села Цыйша имеют высшее образование, из них 5 человек имеют ученую степень кандидат наук.
1. Алиев Али
2. Магомедов Магомед
3. Магомедов Марат
4. Гаджиев Загир
5. Магомедов Абакар
Омариева Элеонора Ярагиевна имеет степень доктора - медицинских наук, заслуженный врач России и РД.
Выходцы из села Цыйша Магомедов Яраги и Патахов Ризван занимали в разное время должность председателя Кулинского райисполкома.
В настоящее время выходцы села занимают должности Республиканского значения.
Алиев Али Юнусович руководитель Дагводканал Омариева Эллеонара Ярагиевна – главный санитарный врач РД.
Патахов Ризван Кадиевич – зам. председателя судебного департамента РД.
Магомедов Магомед Абакарович декан педиатрического факультета Дагмед Академии.
Абачараев Рамазан Закирович Вице – президент ассоциации любительского бокса мира.
Имеется лауреаты различных премий и наград.
1.Гаджиев Гаджимурад Максудович поэт- журналист лауреат премии «Золотое перо» Дагестана единственный среди лакцев.
2.Гаджиева Ульяна Гаджимурадовна - востоковед победитель конкурса по знанию ислама и Корана среди мусульман России, Работала редактором Республиканской газеты «Нурул ислам».
3.Абачараев Аркадий Рамазанович – полковник милиции впервые Российской Федерации награжден орденом «За особые заслуги по борьбе с орг. преступностью за №1 это награда вручил Абачараеву сам перзидент Б.Н. Ельцин.
Среди выходцев из села имеются спорсмены.
1.Абачараев Закир Рамазанович мастер спорта по вольной борьбе.
2.Абачараев Абачара Рамазанович мастер спорта по вольной борьбе
3.Патахов Марсел Пашаевич кандидат в мастера спорта по Регби
В настоящее время в селении имеется ООС школа в которой учатся 104 учащихся, в школе работают 15 учителей все с высшим образованием из них двое заслуженные учителя РД.
Гаджиева Шипа Абуталибовна
Гасанов Гасангалаби Загалаевич
Абакаров Тагир Рамазанович заслуженный работник муниципальной службы РД.
Абакарова Мариян Закарьяевна – Заслуженный работник здравоохранения РД.
Магомедов Яраги М. – заслуженный учитель школ ДАССР.
Патахов Ризван Кадиевич – Заслуженный юрист РД. |