16:57
Каратинцы

Каратинцы – коренной этнос Дагестана, проживающий в 13 селениях, в основном в Ахвахском районе. Численность каратинцев в Дагестане около 25 тысяч человек. С 1949 г. каратинцев стали называть аварцами.

Ахвахский район расположен на высоте 1700 м. над уровнем моря в живописных и красивейших местах Нагорного Дагестана. Селения окружены густыми лесными массивами. Реки с холодной и чистой водой, в которых когда-то в обилии водилась форель. К сожалениию, экология портится даже здесь.

Что можно сказать о характере каратинцев, проживающих на такой прекрасной земле? Е. Марков, побывавший в этих местах в конце XIX в. пишет: «Полудикий житель Дагестана является достойным имени человека – своею твердою волею, твердыми убеждениями, речами и поступками. В нем не угас благородный гнев, который не позволит оскорбить себя и близких своих никому, кто бы то ни был, какие бы последствия ни были от этого. Богатство, почести, личный покой – не ценятся им выше чести человека, выше его нравственного долга».

М. Львов в «Путешествиях по Кавказу» отмечал, что «работать судьей в Нагорном Дагестане одно удовольствие, ибо горцы не знают, что такое говорить неправду». Он же задавался вопросом о соизмеримости колонизаторских и горских ценностей: «Что мы предлагаем горцам? – пьянство, распутство, склонность ко лжи и безмерному чинопочитанию! Стоило ли ради этого в течение десятилетий беспощадно уничтожать собственный и дагестанские народы?».

«Время в горах течет медленно», – сказал мне один горец. И характер каратинцев практически не изменился. Как и у других народностей Дагестана здесь сохранились пережитки языческих верований (обряды вызывания дождя на вершинах гор, магические амулеты и заговоры от сглаза и порчи людей, животных и урожая и т. п.).

Язык каратинцев делится на ряд говоров по аулам. Местные жители об этом говорят: «У каждого аула у нас свой язык, но главный – в селении Карата».

Каратинцы живут на своей территории с начала III тыс. до н.э. Они входили в состав хуррито-урартских государственных образований – в глубокой древности, и Дидойского союза в начале нашей эры. Археологические находки подтверждают, что на протяжении, пяти тысячелетий каратинское население вело оседлый образ жизни, основу которого составляли земледелие и скотоводство.

В середине ХХ в. около с. Карата были найдены хорошо сохранившиеся ручные жернова, датируемые 3-2 тыс до н. э, а также языческое кладбище, где рядом с покойниками лежала еда, различные предметы обихода и металлические украшения. Человеческие кости, обнаруженные в некоторых могильниках значительно превосходят размеры костей современников, и этот феномен еще предстоит изучить.

Возраст большинства найденных металлических фигурок датируется II тыс до н. э. Изготовление бронзовых статуэток продолжалось и в средневековье, культ которых у горцев сохранялся до принятия ими мусульманства. В одном из могильников обнаружено стилизованное изображение барана, две человеческие статуэтки, круглая пластинка с изображением креста, массивная бронзовая цепь с бляшкой изображающей голову медведя, держащую в зубах голову быка. Аналогичные памятники обнаружены в селениях Анчих Карата, Арчо, Верхнее Инхело и в других.

Недалеко от с. Арчо, на вершине горы Бераки было найдено жертвенное место. Обычно культовые места располагались на господствующих высотах или горных перевалах, откуда открывался прекрасный обзор окружающей местности. Эти места, когда-то считались обиталищами языческих богов. Каратинцы, в периоды неоднократного отхода от Ислама в основном оставались язычниками: они поклонялись солнцу, огню, грому, разным деревянным и металлическим статуэткам. Согласно преданиям, Карата в давние времена было окружено многочисленными бронзовыми статуэтками людей и животных.

Первые письменные упоминания каратинцев в составе государства Дидо относятся к сер. I тыс. до н. э.

С XVI в возникает Каратинское общество – независимый союз сельских общин, куда входили свободные скотоводы и земледельцы-воины. Защита территории в случае внезапного нападения врага или угона общественных стад, тушение пожаров являлась прямой и почетной обязанностью всех каратинцев. Уклонение от этих обязанностей строго каралось, вплоть до изгнания из общества. Другие общественные обязанности осуществлялись по очереди. Вокруг каратинского общества известна целая система оборонительных башен. Такие башни были в с. Арчо, возле с. Анчих, Рачабулда и Ингердах. Башни, от которых сохранились лишь остатки фундамента, были высокими и вместительными. По преданиям, одна башня могла вместить до 50 человек.

В августе 1741 г. стотысячная армия властителя Персии Надир-шаха, вторглась в глубь гор. Готовясь к бою, горцы пытались предотвратить кровопролитие. В письме к шаху алимы с достоинством писали: «Вы, не гордитесь, что вас много, что вам никто не оказал достойного сопротивления. Возвращайтесь домой, пока жители не начали проклинать вас. Как сказал пророк: «Один день мы выиграем, на другой день мы проигрываем». Мы не хотим воевать, хотя знаем, что одолеем вас. «Кто борется за справедливость, тот победит».

Надир-шах с войском, опьяненным победами, двинулся вперед, преодолевая героическое сопротивление горцев и опустошая все на своем пути. Но, уже в начале осени в окрестностях с. Согратль произошла грандиозная битва с участием каратинского и иных вольных обществ, завершившая полным разгромом войска легендарного Надир-шаха. В память об этой битве до сих пор гуляет по Ирану поговорка: «только глупый шах пойдет завоевывать Дагестан».

В освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни каратинцы включились в 30-х годах XIX в. Карата становится одним из значительных опорных пунктов движения Шамиля: здесь хранилась большая часть казны Имамата и артиллерийский склад. Здесь же была резиденция каратинского наиба, старшего сына и наследника Шамиля Кази-Магомеда. Его каратинский отряд в 250 человек принял последний бой с царскими войсками на горе Гуниб в августе 1859 г, обороняя северо-восточный склон плато. Каратинец, знаменосец Хуни Багадур изображен на известной картине Т. Горшельдта «Мюрид с наибским знаменем». Жители с. Карата с благоговением относятся к могиле сына Шамиля Джамалуддина, отданного в аманаты при Ахульго, и дому, где жил Шамиль с семьей.

После вхождения каратинского вольного общества в состав Имамата оно потеряло свою самостоятельность с республиканским правлением, продолжавшуюся около 2 тысяч лет.

С августа 1859 г. Дагестан вошёл в состав России и военное командование возводит ряд опорных пунктов с солидными гарнизонами, чтобы предупредить возможные вооружённые выступления горцев. Недалеко от с. Анчих построен Преображенский редут, который, по словам князя Барятинского, «станет началом утверждения русской власти в этом крае». По преданию, стальные детали для моста привозили из Грозного на арбах, а камни вытесали местные мастера. За один камень мастер получал рубль. (Хорошая корова стоила 2 рубля), но запрещалось вытесывать за день больше двух камней. Считалось, что за день мастер может изготовить лишь два качественных камня.

В 1877 г. вспыхнуло новое восстание горцев против колониальной политики. Неорганизованные силы каратинцев 7 месяцев сопротивлялись регулярным войскам. Восстание было подавлено, его руководителей казнили, а на участников наложили контрибуцию. В 2007 г. в с. Тадмагитли на историческом поле битвы состоялось открытие памятника этим воинам.

Испокон веков каратинцы занимались земледелием и скотоводством. Земледелие и садоводство были настолько развиты, что академик Н.И.Вавилов назвал их «агрокультурное террасирование изумительным».

С незапамятных времен здесь развиты ремесла: обработка шерсти, металла, камня, дерева, кожсырья, оружейное и ювелирное дело, а также добыча пищевой соли, серебра и свинца; производился порох для армии Шамиля. Горцы вели натуральное хозяйство и существовала своеобразная специализация ремесел. Например, был тухум гончаров кузнецов и мельников. Некоторые каратинцы занимались столярным делом, были каменщиками, ткачами и т.д. Часто приходилось заниматься отходничеством.

По всему Кавказу и России славились т.н. каратинские шали, секрет производства которых утерян (выставлены в «Эрмитаже»). Шали неоднократно отмечались медалями на всероссийских и международных ярмарках до 1914 г.

Далеко за пределами Дагестана был известен и мастер Ахъулат из с. Карата – холодное оружие его производства считалось одним из лучших в регионе. Сабля работы мастера ныне хранится в музее г. Тбилиси, а кинжал в Республиканском краеведческом музее. Каратинские кустарные изделия (522 экз.) были отмечены серебряными и бронзовыми медалями Всероссийской выставки «Русская Ривьера» в Санкт-Петербурге в 1912 г. Эта коллекция – одна из самых крупных в России.

Карата – центр Ахвахского района. В 3 км. южнее находится селение Арчо, где имелось несколько оборонительных башен. Старейшая часть аула – Верхний квартал расположен на скалах и склонах. Некогда вход в этот квартал замыкали ворота. По преданию, здесь жили «семь братьев», которые командовали аулом и районом. В эпоху Шамиля с. Арчо также входило в число опорных пунктов имама. На кладбище вам покажут могилу верного наиба Шамиля Нур-Магомеда Арчоевского.

Селение Анчих располагается под скалой, поэтому так и называется – Анчакьи «под камнем». Анчихцы бережно хранят предания, легенды и истории, связанные с физической силой своих предков. Например, анчихец, МухА был человеком огромной силы. Он поворачивал арбу с сидящим на ней человеком, поднимал железнодорожную шпалу с двумя седоками. А однажды, его вытолкнули друзья на бой против самого Ал-Клыча. Но силы Ал-Клыча были настолько велики, что он подошёл к анчихскому богатырю и на вытянутых руках приподнял от земли.

Анчихцы, конечно, гордятся своим земляком Магомедханом Гамзатхановым, более известным как Волк Хан. Начав заниматься вольной борьбой в 1979 г. у пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе, легендарного Али Алиева, он уже в 1991 г. подписал контракт с мировой бойцовской лигой «РИНГС» для участия в профессиональных боях в Японии. Японские промоутеры долго думали, как преподнести его публике. О нем говорили, что он тренирует сотрудников КГБ, является потомком самого Чингисхана и многое другое. Публике его представили под прозвищем VOLK HAN. Сейчас Магомедхан – мастер спорта по вольной борьбе, по борьбе дзю-до, боевого раздела самбо, по классической борьбе. Пятикратный чемпион России по борьбе самбо. Двукратный чемпион мира по профессиональной борьбе в лиге «РИНГС» Двукратный обладатель Золотой короны – высшей награде мировой федерации «РИНГС». Провел 110 боев – 97 побед.

В бытовых аспектах жизнь каратинцев, если не считать мобильной связи, остается на уровне XIX в. Лишь в некоторые аулы проведены водопроводы, не проведен газ, отсутствует канализационная система, часто отключается электричество. Но каратинцы, относятся ко всему с завидным спокойствием. Предпочитая просто и без затей радоваться каждому новому дню, восходу солнца, полету орла и многоцветью окружающего их мира.

Просмотров: 718 | Добавил: My_Derbent | Теги: Каратинцы | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar