Это был конец второго этапа арабских завоеваний на Кавказе.
Наступила полоса сравнительно мирной жизни. Незадолго до этого начались большие строительные работы. В конце VIII в. один из дербентских правителей, как сообщается в "Асари Дагестан", прорыл канал на реке Рубас для обеспечения дербентских земель водой, построил мельницу, развел сады, огороды.
Известий о походах арабов, о выступлениях хазар в начале IX в. нет. Мощь арабского халифата была подорвана могучими народными движениями, антифеодальной борьбой. Межфеодальная рознь ослабила страну. Не имея ни сил, ни средств управлять самостоятельно, арабы привлекают к управлению на местах местную феодальную знать, местных правителей, особенно иранского происхождения. Только до второй половины IX в. аббасидский халифат сохранял по крайней мере внешний вид единого государства.
К концу IX в. и началу Х в. политический распад халифата становится совершившимся фактом. Халифат распался на отдельные фактически независимые области с самостоятельными династиями правителей.
Что касается восточного Кавказа, в частности Ширвана и Дербента, то эти области оказались во власти династии арабского происхождения.[15]
Остальные области Дагестана в IX—Х в. уже не зависели от арабской власти, были вполне независимы, вели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Арабские завоевания, длившиеся почти около ста пятидесяти дет, оказали огромное влияние на вое области жизни дагестанцев. Эти завоевания нанесли огромный ущерб экономике народов Дагестана. Многочисленные походы в район приморья, а также в горные районы, хазарские набеги привели к разрушению производительных сил в массовом масштабе: военные операции приводили к тому, что сельское хозяйство приходило в упадок, ремесла хирели; массовый угон в плен трудящегося населения приводил к тому, что хозяйство отбрасывалось далеко назад; дороги приходили в негодность; отдельные части Дагестана теряли связь между собою: постой арабских гарнизонов и ряд повинностей, связанных со снабжением войска, тяжелым бременем ложился на трудящиеся массы.
Одним из существенных стимулов завоевательных войн арабов был захват рабов.
Поэтому не странно, если источники полны сведений о взятии большого числа пленных почти во всех захваченных областях, в частности в Дагестане. Джаррах в Гумике "пленил их", в Табасаране захватил 2 000 пленных[16], подчинил силой ряд горных обществ и обязал их правителей поставлять ежегодно — от Серира — тысячу пятьсот юношей и пятьсот девушек, от Тумана — сто пятьдесят девушек и пятьдесят юношей "с высокой талией, черноволосых, чернобровых и с длинными ресницами", от Зирихгерана — пятьдесят юношей, от Хамзина — пятьсот юношей и девушек.
Налоговая политика арабов в завоеванных странах выражались во взымании поземельного налога и подушной подати, а также организацией многочисленных натуральных повинностей. При этом в завоеванных землях арабы сохранили ту податную систему, которая существовала в государстве сасанидов.
Поземельный налог, харадж, вносился покоренным населением на условиях договора. Формы его оплаты были различны — натурой в виде части урожая, деньгами или же натурой и деньгами вместе. При установлении размера хараджа учитывались многие обстоятельства — качество земли, вид культуры, близость воды, возможность орошения. Существовало несколько видов хараджа.
Подушная подать, т. е. джизья — это своего рода вознаграждение завоевателям за их веротерпимость.
Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане исключительно скудны. Земельная политика арабов в завоеванных странах была рассчитана на поддержку местной феодальной верхушки и на упрочение своих собственных позиций.
Одной из характерных черт политики завоевателей в захваченных районах была миграция арабского населения. В рамках халифата она приняла значительные размеры. Местная азербайджанская и дагестанская топонимика отразила процесс формирования пунктов с арабским населением — Арабляр, Араб, Арабали, Араблар, Арраббабирхан, Арабари, а также многие другие. В Дагестане арабское население жило компактно и еще долгое время сохраняло свое этническое лицо.
Таким образом, судьба арабского языка в захваченных странах сложилась неодинаково. В Сирии, Ираке, Египте, Северной Африке прошла арабизация местного населения, в то время как в Закавказье, Иране, Средней Азии арабское население ассимилировалось с местным населением, потеряло свой язык и восприняло его культуру.[17] В Дагестане произошел такой процесс, как и в Средней Азии, Закавказье и Иране.
Огромной важности последствием арабских завоеваний в Дагестане было появление новой государственной религии — ислама.
Как известно, в Средней Азии (исключая Семиречье и горные районы), ислам становится в VII в. господствующей религией,[18] а в Азербайджане — к концу VIII в., в XI в. мусульманской стала подавляющая часть населения Ирана,[19] в Северной Африке, среди берберских племен, еще в начале VIII в. новая религия имела значительное число сторонников. Везде здесь речь идет о землях, где арабское господство устанавливалось прочно. В Дагестане условия сложились так, что большая часть его территории не знала прочной арабской власти, и принятие ислама там, где это имело место, было явлением преходящим. Только в прибрежной полосе и Дербенте, Табасаране, Лакзе население было мусульманским. К началу Х в. в Дербенте, очевидно, все население исповедовало ислам, город превратился в один из активных пропагандистов новой религии. Здесь формировались отряды "борцов за веру" — гази, неоднократно совершавших "исламские набеги" на сосед-ние Дербенту земли.
Утверждение ислама проходило в борьбе с местными религиозными культами. Уничтожались домусульманские культовые здания и предметы культа в Средней Азии, как и в Иране и Закавказье, насаждение ислама сопровождалось уничтожением храмов огня в больших городах, а некоторые из них, как и в ряде случаев христианские церкви, превращались в мечети. Нельзя представить, чтобы в прибрежных районах, где христианство заняло довольно значительные позиции, замена одной монотеистической религии другой происходила безболезненно, без давления в различных его проявлениях. Однако по дошедшим до нас письменным данным отношение арабов к христианским культовым зданиям и христианскому населению, а также к иудеям было гораздо более благосклонным, чем к носителям первобытных верований.
Вплоть до X в. включительно мы встречаемся не только с фактом отсутствия преследования христиан в Дагестане, а также и большой веротерпимостью мусульман по отношению к ним.
Ту же картину мы видим в Хайзане, где мусульмане, иудеи и христиане свободно проповедуют свою религию, в Дербенте, где наряду с "Воротами войны за веру" существуют в Х в. "Ворота Сура" и, наконец, в Семендере и Итиле, где рядом живут мусульмане, христиане и иудеи, отправляя культ в мечетях, церквах, синагогах.
Все изложенные выше сведения о наличии ислама в Дагестане в середине Х в. дали возможность заключить, что ислам сильнее всего был распространен в районах, прилегающих к Дербенту, и что в первую очередь приняли новое учение правители политических образований. Кроме того состояние ислама в Дагестане к середине Х в. свидетельствует об исключительно медленных темпах его проникновения.
Действительно при описании событий до первой половины Х в. все восточные писатели изображают почти все дагестанские племена как неверных и выступающих против мусульман.
Сообщение ал-Хамадани о том, что из 360 замков Баб ал-абваба 110 находилось "... во владении мусульман до земель. Табасаран", показывает распространение мусульманского влияния, не идущего дальше нескольких километров к северу и северо-западу от Дербента. Как писал Мунаджим-баши, в середине Х в. "армяне, лакзы и другие неверные" выступают против первого Шаддадида Мухаммеда ибн Шаддада, мусульманского правителя Ширвана, начавшего управлять с 340/951 г., но терпят поражение.[20] Факты столкновения и проникновения лакзов в Арран имели место, по-видимому, часто, чем и объясняется приказ Мухаммеда ибн Шаддада укрепить Дабиль для гарантии безопасности нападений со стороны лакзов. Там же сообщается о выступлении лакзов под руководством армян и других "неверных".
Бартольд справедливо подчеркивал, что еще в Х в. граница мусульманского мира проходила "в 3-х милях, т. е. в 6 верстах от Дербенда", отмечая тем самым медленные темпы исламизации Дагестана.
Что касается центрального, западного и северного Дагестана (за исключением Семендера), то о позициях ислама здесь в начале Х в. не стоит говорить, ибо ни один из восточных авторов не свидетельствует о наличии в указанных областях к Х в. мусульманских элементов.
Письменный и археологический материалы дают довольно отчетливые представления о домонотеистических религиозных представлениях дагестанцев в VIII—XII вв. Религиозные представления жителей Серира отразились в описании похоронного обряда, который дает Ибн Русте: "Все обитатели крепости — христиане, а все остальные жители страны — язычники ... . Все они поклоняются высохшей голове. Когда кто-нибудь из них умрет, они кладут его на носилки (джаназа) и выносят его на открытое место (майдан "площадь"), где оставляют его на три дня на носилках. Затем жители садятся на коней и облачаются в панцири (джаушан) и кольчуги. Они едут на край (названного) места (и оттуда) со своими конями устремляются на мертвое тело, (лежащее) на носилках. Они кружат вокруг носилок, направляя копья на тело, но не пронзая его".[21]
Погребальный обряд, отмеченный в раннесредневековых памятниках, неопровержимо доказывает господство "языческих" представлений у горцев до распространения среди них ислама. В склепах, каменных ящиках или же в грунтовых ямах раннесредневековых могильников Дагестана обнаруживаем явные признаки немусульманского и нехристианского обряда захоронения: ориентация костяка по направлению север-юг, сопровождающий инвентарь, наличие сосуда с заупокойной пищей.
Каменные ящики могильника VI—VIII вв. близ сел. Шодрода Ботлихского района ориентированы в основном по направлению север-юг. Костяки расположены на спине, в вытянутом положении, головой на юг. Встречается угольки. Угольки возле черепа встречаются также в отдельных погребениях Миатлинского могильника, датируемого XII-XIII вв.
Языческий обряд захоронения зафиксирован также в склепах Гапшиминского могильника (Акушинский район), верхний слой которого датирован VIII в. Не знает мусульманского обряда захоронения ни один памятник VIII—Х вв. в Дагестане (исключая Дербенд), подтверждая тем самым положение о непрочности и кратковременности позиций ислама, даже в тех предгорных и горных районах, где успехи арабского оружия могли сопровождаться исламизацией тех или иных групп населения. Последующие века также дают во многих районах "языческий обряд"
Характерно, что из исследованных в аварских районах могильников XI—XIII вв. (Ортоколинский, Цурибский, Ирибский, могильник в урочище Чинна)[22] ни один не дает мусульманского погребального обряда, хотя определенная унификация в ориентировке и формах погребальных сооружений уже наблюдается.
С арабскими завоеваниями связано еще одно обстоятельство, уже особо отмеченное в советской науке в связи с раннесредневековой историей Средней Азии. Арабское завоевание привело к переориентации культурных связей. Слабеет связь с Дальним Востоком. Южной Азией и Восточной Европой и выдвигается на первый план связь с Передней Азией. Но это не могло изменить общего хода и направления исторического развития. Арабские завоевания в Дагестане также оказали влияние на направление культурных и торгово-экономических связей. Южное направление этих связей еще в сасанидское время было превалирующим, но в VII—Х вв. эти связи значительно усилились и порой становились единственными. Конечно, связи с Северным Кавказом не прекращались., но юго-восточная Европа в IX—Х вв., в связи о особым усилием военного направления контактов, иногда почти прекращала, связи иного характера, а в XI—XII вв. они были сведены к минимуму.[23]
Южное направление торгово-экономических и культурных контактов все более усилилось и достигало в IX—XV вв. расцвета, а последующие события XI—XV вв. только способствовали их укреплению. Сначала при сельджуках, затем монголах и Тимуре Дагестан был включен в систему этих государств, и сложившаяся внешнеполитическая и внутренняя обстановка способствовала проникновению в Дагестан арабского языка и арабоязычной культуры, т.е. культуры народов Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Вместе с исламом, культурно-экономическими и военно-политическими контактами проникли арабский язык и арабская литература. Конкретных данных VII—Х вв. у нас нет, но это вполне можно предположить, учитывая обилие этих данных для XI—XV вв.
Роль арабского языка в завоеванных землях также известна. Нетерпимое отношение ко многим письменным памятникам неарабского происхождения служило причиной потери письменного наследия многих народов покоренных стран в значительных размерах.
На смену местному письму приходило арабское, ставшее впоследствии для всего "мусульманского" мира письмом, на котором была создана богатейшая литература средневековья; широко охватывавшая все известные тогда отрасли науки.
Глава II. Второй этап распространения ислама
в Дагестане X-XV вв.
К середине Х в. позиции ислама на территории современного Дагестана выглядели так: Дербент стал мусульманским городом с мусульманской династией правителей. Прилегает к городу ряд укрепленных пунктов с арабским населением, приглашенным арабскими полководцами еще в VIII в. в виду укрепления позиций ислама и военных границ одного из важных участков северной части халифата. В целом же, судя по дошедшим до нас источникам и данным археологии, к середине Х в. народы Дагестана остаются "язычниками".
В целях более наглядного представления о религиозных воззрениях в Х—XV вв. было бы целесообразным остановиться на процессе проникновения ислама в отдельные области Дагестана.
Ранняя исламизация привела к тому, что в Дербенте раньше, чем в других городах или аулах "Дагестана, зафиксированы мусульманский похоронный обряд и мусульманские имена, а также арабские строительные надписи. Городу принадлежит первое место на Кавказе и одно из первых мест в мире по обилию куфических надписей. В Х—XII вв. мусульмане Дербента выступают, как активная сила в "битвах за религию", и убитые в ней получают почетный титул "шахид" — "борец за веру", "мученик". Именно к Х в. и относится известие ал-Хамадани о том, что в Дербенте имеются "Ворота джихад".
Первые нашествия монголов нанесли серьезный ущерб позициям ислама и мусульманского духовенства в Дербенте и,— и в других районах Дагестана. Однако такое положение продолжалось недолго, и для позиций ислама вновь возникают исключительные условия.
Ислам занимал в городе -прочные позиции. Разрушенные мечети быстро восстанавливались. Так, например, правителем Дербента была сооружена соборная мечеть, которая обрушилась и была восстановлена впоследствии.
Амвросий Кантарини был совершенно прав, когда в своем путешествии к Увун-Хасану в 1473 г. отмечал, что "в Дербенте находится много гробниц" и что "все жители Дербента магометане".[24]
В XIV—XV вв., как мы видим, позиции ислама настолько укрепились в городе, что он стал одним из главных форпостов новой идеологии и носителем "мусульманской" культуры.
Также своеобразно протекал процесс исламизации в Южном Дагестане в лезгинских, табасаранских, рутульских, агульских и цахурских аулах. Политическая раздробленность бывшего Лакза наложила отпечаток на весь процесс прихода новых идеологических представлении.
Правда, арабские авторы продолжают писать о Лакзе как единой территории, с единым управлением и единым политическим центром. "Главным городом" Лакза ал-Казвини называет селение Цахур. Знаменитый энциклопедист XIII в. Йакут дал следующее характерное описание: "страна ал-Лакз, они народ многочисленный, у них деревни благоустроенные и районы многочисленные".
Получается странная с исторической точки зрения картина: термин Лакз переносится на южный или весь Дагестан в то именно время, когда на это было меньше всего оснований. Ни в XIII, ни XV вв., ни в последующие века мы не видим на территории, занятой представителями лезгинской группы языков, единой государственной единицы. Привлечение эпиграфического материала убеждает в том, что в XIV—XV вв. Южный Дагестан не знал политического единства, и такие населенные пункты, как Ахты, Цахур, Рутул, Курах, Хив, Тпиг, Хнов становятся центрами самостоятельных союзов сельских обществ, объединявшихся только перед лицом внешней опасности. Уже принимаются меры к обеспечению неприкосновенности границ сельских общин, а курахская община зафиксировала на камне свои границы: "это горы Кураха ...".[25]
В обстановке этой политической раздробленности в Х—XIII вв. продолжалось наступление мусульманской религии, и нужно сказать, что ислам к XIV в. уже прочно укрепил свои позиции в этом районе.
Если судить по данным восточных авторов, "лакзы" не были, в основном, еще мусульманами. Автор XVII в. Мунаджим-баши пишет, что в середине Х в. "армяне, лакзы и другие неверные" выступают против первого Шаддадида Мухаммеда ибн Шаддада, мусульманского правителя Ширвана, начавшего управлять с 340/951 гг., но терпят поражение. Однако в 342/953 гг. царь Лакза был мусульманин (Хамрама Ахмад сын Мунаббиха), а в 385/995 г. жители владения К.рдж. приняли ислам благодаря стараниям дербентского эмира Маймуна б. Ахмада.
Ибн ал-Асир сообщает, что в 1221 г. татары, завоевав Ширван, отправились дальше на север и "... убили много лакзов-мусульман и неверных". Таким образом в промежутке между серединой Х в. и началом XIII в. часть "лакзов", в том числе лезгины, стали мусульманами.
Значительный интерес в вопросе о времени принятия ислама в Южном Дагестане представляет еще один из списков (ричинский) хроники "История Абу Муслима". Как и в других списках в хронике сначала идет сообщение о смерти отца Абу Муслима, о походе Абу Муслима и строительстве мечети в Дамаске, где Абу Муслим произнес проповедь.
Затем неизвестный автор продолжает: "и сражался он с амирами Ширвана, убил амиров их; затем сражался он с Дагестаном 7 лет, после чего остановился между двух рек под горой Щалбаруз. И сражался Абу Муслим летом с областью Баб ал-кист, называемой Рича, а с наступлением зимы — с кяфирами в Баб ал-абваб Дербенте. И построил он в Кала-Кюре мечеть, и назначил туда своего сына Мах-тар Сенджаба, после этой мечети построил он мечеть (в) Ахты и посадил там свою сестру, которую выдал замуж за Исхака Кандушкана. А затем похоронил Абу Муслим свою дочь в мечети Ахты, затем он построил мечети в Рича и Мака и назначил сына Омара-Хамзу в Рича, после чего вернулся в Ширван.
Выход Абу Муслима в Ширван и Дагестан из Дамаска имел место в 300 г. хиджры". 300 г. хиджры соответствует 912—913 гг.
Установить историчность данного Абу Муслима не имеется возможности, но следует отметить, что автор рукописи более близок к истине, чем другие авторы, приписывающие Абу Муслиму повсеместное насаждение ислама в Дагестане в VIII в.
Мечеть в сел. Кара-Кюре Ахтынского района и куфические надписи на базах ее опорных столбов представляют значительный интерес для изучения процесса проникновения ислама в Южный Дагестан. В настоящее время сохранилась только часть мечети, причем внутренняя часть ее разделена впоследствии стеной на две половины.
К этому времени можно отнести и мечеть из селения Ихрек Рутульского района. В стенах мечети (северной и западной) сохранилось около десятка полу куфических надписей с наиболее распространенными формулами, как например: "Нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед — его посланник". В селении Рича Агульского района, упоминаемом в хронике "История Абу Муслима", также сохранилась мечеть, которую, по- видимому, можно отнести к Х—ХII вв.
Надписи типа куфи встречаются во многих аулах, расположенных в долинах рек Самур и Гюльгеричай; Ахты, Рутул, Амсар, Лучек, Тпиг, Гедьмец, Цахур, Аракул, Архит, Микрах — неполный перечень населенных пунктов, где и поныне сохранилось большое количество арабских надписей, рисующих картину исламизации в XIII—XIV вв.
1) В селении Рутул зафиксировано строительство обители суфиев в 1150 г: "Приказал построить это ханака Абду-с-Самад б. Налки (?) в месяце мухарраме года сорок пять и пятьсот ...".
2) В сел. Амсар Рутульского района сохранилось три куфических надписи, две из которых строительные. Надпись на камне в стене мечети гласит: "Восстановил дом ... четыре раза и разрушен ... раза надпись ... написал его М-ма".
3) В стене той же мечети: "Построил Абд ал-Малик этот дом. Подлинно мечеть принадлежит Аллаху ... ".
Особое место среди южнодагестанских аулов занимает крупный средневековый аул Цахур, впоследствии столица Цахурского султанства. Сообщение Закарии ал-Казвини воссоздает перед нами картину религиозной жизни в этом высокогорном цахурском ауле: "Есть у них хатиб (проповедник), который молится с ними, и казий, который разбирает тяжбы между ними по учению ислама ал-Шафеи — да ниспошлет Аллах ему свое благоволение. Жители этого города все шафеиты. В нем медресе; основал его везир Низам ал-Мулк-ал-Хасан ибн Исхак — да очистит Аллах его душу. И при нем имеется учитель и факихи".[26]
По сообщению Закарии ал-Казвини, Цахур предстает перед нами как центр религиозной пропаганды в юго-западной части Дагестана — здесь жители все уже мусульмане, здесь и проповедник ислама, и знатоки мусульманского законоведения, и мусульманское духовное училище.
Для обращения в ислам жителей всех селений, бывших христианами, в ислам имелись условия, причем новая религия принималась весьма просто: жители Цахура, Рутула и Хнова написали на бумаге, что они раньше были христианами и теперь становятся мусульманами.
С селением Цахур связано также и другое интересное предание: когда жители Цахура приняли ислам, то население соседних селений Джиных и Гельмец отказалось от его принятия и изъявило желание сохранить свою религию. Цахуры решили принудить джиныхцев и гель-мецов принять ислам и в этих целях закрыли дорогу через Цахур. Жители указанных селений упорствовали на своем и проложили другую дорогу, вдоль правого берега реки Самур, мимо Цахура.
Ислам в Южном Дагестане имел очень прочные позиции к XIII в.
Почти одновременно с лезгинскими районами происходил процесс исламизации в лакских районах.
В Х—XV вв. процесс концентрации сил, политической централизации и дальнейшей феодализации протекал в Газикумухском шамхальстве усиленными темпами, и шамхальство в XIV—XV вв. выступает как одно из сильнейших и влиятельных феодальных владений Дагестана, наряду с Кайтагом и Аварским ханством.[27]
В распоряжении исследователей нет еще данных, во всех подробностях характеризующих исламизацию Кумуха, но процесс этот можно отнести к X—XII вв., а в XIII—XV вв. позиции ислама еще более усиливаются.
Известен источник, дающий также сведения о попытках утвердить ислам в Кумухе в это же время и подкрепляющий связанные с каламтаром события по части хронологии. Это сведения курдского писателя начала XII в. Мас'уда ибн Намдара. Представляет собой письмо ширванхана к жителям Кумуха и проливает свет на ряд вопросов средневековой истории Дагестана и заслуживает особого внимания:
"Письмо наше, — да укажет вам Аллах правильный путь, обществу жителей Гумик, да и поведет вас ровным путем в ислам ... Уже дошло до нас о том, о чем имел беседу с вами — о желании защищаться "твердой рукоятью" и идти образцовым путем и приблизиться к тому, что приблизит вас к жилищу благодеяния и спасет вас от страшного мучения. Религия —- долг, не полагается подвергать ее расхищению и кто желает (иной) религии, кроме ислама, то не будет принято от него раскаяния. Кто доверяется богу, то процветает дело его, и тот, кого ведет Аллах прямым путем, тот не заблудится. Мы знаем от брата нашего, каким образом стали на путь обязанности. И мы обещаем, когда вы придете к нам и проявите перед нами то, чему верите и согласитесь с этими условиями надлежащим образом и войдете в ислам прямым путем, и если вы заключите договор в отношении нас с жителями Кува и поклянетесь о верности;, присягните и окажете содействие в этом и не откажетесь — тогда пошлем к вам сына эмира Адуда и назначим его над вами для того, чтобы он защищал ваши интересы, чтобы он старался ради вашего успеха.
Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите (получить) наше одобрение и быть соучастниками нашими в вознаграждении (на том свете), Вы знаете о том, что когда вы примете ислам — вы будете спасены, когда вы будете верить — вы будете в безопасности".
Письмо написано в конце XI в., т.е. к тому времени, когда ислам еще не занимал прочные позиции в Кумухе.
В Х—XII вв. политическое и экономическое положение Ширвана действительно позволяло его правителям принимать ряд решительных мер в области распространения ислама в Дагестане, Это было время усиления государства ширваншахов, когда, значительно расширялись границы государства, охватывая иногда Дербент и часть территории, населенной лезгинами.[28]
Об усилении позиций ислама в Кумухе к XIII веку свидетельствует историческая хроника "Тарихи Дагестан", созданная по предварительным данным в XIV в., и считает, что кумухцы приняли ислам после 1107 г. Другой документ знакомит нас с некоторыми подробностями исламизации Кумуха в конце XI — начале XII вв.
Определенную роль в упрочении позиций ислама сыграли и монголы, которые выступали ярыми противниками ислама и подвергали разрушению мечети вместе с другими сооружениями.
Имеются арабские и персидские сведения о прохождении монголов по территории Дагестана, о столкновениях враждующих групп на этой территории. В 1221 г. войска Чингис-хана, перешли через Дербент, вышли в Кипчакскую степь. Впоследствии Дагестан, вернее, его восточная приморская полоса вошла вплоть до Дербента в состав Золотой Орды.
В 1231 г. начался второй поход монгольских войск в сторону Кавказа. В 1231—1239 гг. был покорен Южный и Северный Азербайджан, в 1239 г. монголы овладели Дербентом. Страшной участи подверглись два дагестанских аула — агульское селение Рича и лакское — Кумух. В сел. Рича сохранилась запись на камне об упорных боях местного населения против завоевателей: "Истинно, войска проклятых татар — да оставит их без помощи Аллах — пришли в Баб аб-кист Рича, когда оставалось 10 дней до конца месяца раби-ал-авваль. И сражались с ними жители Рича до середины (половины) раби-ал-ахир в шестьсот тридцать седьмом году". Таким образом, жители сел. Рича примерно в течение 25 дней, а именно с 20 октября по 14 ноября 1239 г., сражались с монгольскими войсками.
Когда татары пошли на Кумух, в начале месяца рамазана 637 г. (6.IV/ 1240 г.) и начали вместе с монголами осаду Кумуха, продолжавшуюся более пяти месяцев. Историк Али Каяев сохранил нам интересную арабскую запись об этих событиях:
"Разрушен Гумик тюрками или (?) Крым в понедельник в начале (месяца) рамазана во время Наджм ад-дина, и погибло смертью воителей за веру все войско Гумика, исключая тысячу тридцать трех (воинов)".[29]
Надпись эта не дает дату, но установить ее совсем не трудно на основе другой надписи того же содержания: "Разрушение Кумуха тюрками во время Наджм ад-дина, год шестьсот тридцать семь." 637 год хиджры соответствует 1240 году.
Эти две надписи позволяют установить время разрушения Кумуха — 2-й день начала месяца рамазан 637 г., что соответствует 8 апреля 1240 г. Значит, за короткий срок после разрушения Ричи (октябрь-ноябрь 1239 г,) татары произвели такой же погром в Кумухе. Оба населенных пункта, оказавшие завоевателям организованное сопротивление, были основательно разрушены монгольским войском. Мечети в них были превращены в руины.[30]
Золотоордынские ханы использовали религиозную оболочку в целях ослабления позиций своего противника и привлечения мусульман на свою сторону. Когда хан Берке (1257—1265 гг.), при котором начался процесс исламизации среди правящей верхушки в Золотой Орде, обвинил основателя государства Хулагу (1256—1265 гг.) в убийстве халифа и в уничтожении мусульманских городов, то в этом нельзя было не усмотреть попытку возбудить религиозные чувства подвластных. Теперь уже целый ряд золотоордынских ханов принимают ислам и выступают в его защиту.
Мусульманином становится в 662 г. (1283—1284 гг.) хан Тудеменгу, а за ним и Узбек, а столица Узбека — город Сарай имеет тринадцать мечетей для соборной службы. В XIV в., как пишет академик В. В. Бартольд, ислам был господствующей религией на всем протяжении, завоеванном монголами от Южной России до границ Монголии и Китая.
Прибрежная полоса Дагестана вплоть до Дербента входила в состав Золотой Орды, и поэтому изменение отношения золотоордынских ханов и их окружения к исламу благоприятствовало упрочению позиций ислама среди кумыков, лаков, даргинцев, лезгин.[31] Это полностью соответствовало политике местных феодальных правителей и мусульманского духовенства, нашедших поддержку со стороны правящей верхушки Золотой Орды.
В такой обстановке позиции ислама в Кумухе вновь восстанавливаются. Вполне допустимо, что именно в XII—-XIII вв. кумухцы получили титул гази, а само селение стадо называться Газикумухом. Местные правители и феодальная знать использовали это обстоятельство, и одной из обязанностей жителей Кумуха считалось ведение "священной войны" против "неверных", т. е. своих соседей. Персидский историк Низам ад-дин Шами писал, что в конце XIV в. для газикумухцев "борьба за веру стало уже традицией: "У области Гази-кумук и войска Аухара был обычай, что они каждый год и месяц сражались с неверными". Как обычно, "неверные" всегда находились, и борьба с ними была хорошим поводом для организации нападения на соседние земли.
Завоеватель Тимур поддерживал феодальную верхушку и духовенство Кумуха.[32] Он закрепил за ними власть и земельные участки и дал "сторонникам (калантарам) газикумухским и аухарским вместе с местными кадиями и вельможами "наставления" всегда воевать с врагами веры и держать обнаженным меч для утверждения ислама".[33]
К XIV в. ислам среди лаков утвердился окончательно. На надмогильных камнях встречается только мусульманские имена (за редкими исключениями) Сурхай сын Хаджи, Мухаммед сын Умал Мухаммеда, Муслим сын Салмана, Омар, Ахмед и др.
Кумух предстает перед нами, таким образом, как активный проводник идей новой религии не только среди лаков, но также и среди других народов Дагестана. Традиция связывает с именем газикумухцев проникновение ислама в ряд аварских аулов. Так, например, в селении Тинди еще сравнительно недавно указывали на могилы воителей из Кумуха, павших здесь в борьбе за веру.
Особый интерес представляет вопрос о принятии ислама жителями Кубачи.
Кажется удивительным факт непринятия ислама жителями Кубачи и близлежащих селений, если учесть географическую близость Дербента, одного из опорных пунктов ислама в Дагестане и даже за его пределами.
Ал-Гарнати дает исключительно ценные сведения о языческом похоронном обряде жителей Зерихгерана в XII в., почти повторяющем обряд зороастрийцев, а также данные о поражении Дербентского правителя эмира Сейф ад-дина Мухаммеда ас-Сулями в 1126 г. в борьбе с Зирихгераном.[34]
В этом отношении представляет также интерес арабская надпись, сделанная на полях одного из списков "Дербенд-наме", отмеченного серединой XIX в.:
"История (распространения) ислама (в) Дагестане Абумуслимом и строительство Кала-Курейша и разрушения крепости Анджи в 114 г. хиджры ... и ислама Кубачи ... . Между (принятием) ислама (в) Дагестане и (принятием) ислама (в) Кубачи (промежуток времени) в пятьсот семьдесят лет".[35] Значит, исламизация Кубачи отнесена примерно к 684 г. х., т. е. 1285/1286 гг. Самое раннее известие о строительстве мечети в Кубачи относится к началу XV в.: "и построено это благородное медресе в дни поражения этой страны чумой, в восемьсот седьмом году". 807 г. х. соответствует 1404—1405 гг.
Вопрос о принятии ислама жителями Кайтака также малоизучен последователями. Однако ряд исторических данных говорит о том, что в XII—XIV вв. Кайтаг, как и Зерихгеран (Кубачи), вошел в состав "мусульманских" областей.[36]
Кайтак назван Тимуром "страной неверных", но это не должно быть понято в буквальном смысле олова. Тимур нередко из политических соображений крестил своих противников "неверными", "врагами ислама", "язычниками", если они даже были мусульманами. В завоеванных землях он насаждал ислам, или способствовал укреплению его позиций, поддерживая вместе с тем феодальные порядки. Вполне очевидно, что с походами Тимура положение ислама в Кайтаке, как и в других районах, укрепилось. Границы Кайтака к концу XV в. значительно расширились за счет включения плоскостных земель, а также подчинения Кубачи.
Упрочение позиций ислама в Кайтаге после похода Тимура можно усмотреть в факте наличия здесь местной династии правителей с мусульманскими именами (Султан-Ахмед, Хан-Мухаммед и т. д.) в XVI в., а также той роли, которую играет мусульманское духовенство, в защите интересов феодальной верхушки; именно главному кадию магала передает Султан-Ахмед, уцмий кайтагский, сборник обычаев и распоряжений, "чтобы в судах решали народные дела, руководствуясь таковым".[37]
В последнюю очередь подверглись окончательной исламизации аварские районы.
Значительный интерес представляет процесс исламизации аварских земель в связи с тем, что ислам столкнулся здесь как с домонотеистическими религиозными представлениями, так и о христианством, занявшим в ряде аулов довольно сильные позиции. В некоторых аварских аулах обнаружены каченные кресты, христианские могильники, а в Датуне (Шамильский район) — христианский храм. Ислам проникая сюда в борьбе с христианством, а потому именно здесь отчетливо видны насильственные методы исламизации. Согласно одной из исторических записей относящейся к середине XIII в., три потомка пророка — шейх Ахмед, Абдаллах и Абд-ал-Муслим распространили ислам сначала на территории Каракайтага до Чирюрта, правитель которого был убит мусульманами. Абд-ал-Муслим "и воины его направились против Сураката, который был в горах. Абд-ад-Муслим убил его, захватил его казну, сжег его крепости. И обосновался (после этого) Абд-ал-Муслим в Аварии имамом ... . И имело это место в 654 г.", т. э. в 1256 г.[38]
Дагестанская хроника "Тарихи Дагестан" ярко подчеркивает непрочность позиций ислама прежде всего в столице аварского нуцальства — в Хунзахе. По ее сообщению, Амир Султан сын Байрампаса, сына Сураката, бежавший в свое время в Тушетию, получил помощь от алан, собрал большое войско "от границы Цунта-Дидо до оконечности Аргишти (чеченское племя)" и, заручившись поддержкой "земляков, которые остались в земле отцов своих, только наружно исповедовали ислам", напал на Хунзах и убил его мусульманского правителя Амир-Ахмеда сына Чуфана, сына Султана, сына Майсум-бега. "Они также умертвили всех мусульман, которые жили в этом городе". Только по прошествии четверти века "неверные", уставшие и лишенные продовольствия, вынуждены были подчиниться и принять ислам.[39]
Таким образом, можно предположить, что примерно в конце XIII и начале XIV вв. в Хунзахе ислам утвердился окончательно, все более и более подвергая своему влиянию соседние земли. Хунзах, став мусульманским, превращается в опорный пункт и рассадник идей ислама, подобно Дербенту, Цахуру, Кумуху. К концу XIV в. для Хунзахского правителя политика "войны с неверными за веру", т.е. политика насильственного насаждения ислама уже стала традицией, что указывает на давность принятия мусульманства правителем, его войском и старшинами.
Значение, которое ислам и духовенство успели приобрести к концу XIV в., лишний раз подчеркивается тем фактом, что во владениях "аухарских" имеются уже кадии, которые, наряду со старшинами, явились к Тимуру с повинной от имени всех аухарцев.[40]
Ислам занимает здесь прочные, позиции. Количество приверженцев "учения Аллаха" должно быть немалое, если судить по количеству войска (3000), имевшегося в распоряжении правителей Газикумуха и аухарцев.
Таким образом, в отношении Хунзаха и соседних селений состояние ислама в конце XIV в. — это итог проникновения религии, а не его начало.
К приходу войск Тимура, видимо, остальные части Аварии оставались язычниками, а также христианами.
Тимур прилагает много усилия для укрепления позиций ислама в западном Дагестане, и это не прошло бесследно. Все же прочно утвердить ислам во всех районах ему, не удалось. Борьба с христианством продолжалась, и грузинские цари не хотели так легко сдавать свои позиции в угоду новому учению. Как сообщает летопись, "лезгины" после принятия магометанства не допустили к себе священников, однако, грузинский царь Александр (1414—1442 гг.) изгнал арабских мулл "из Лезгистана" и привел "страну в прежнее ее состояние".
Процесс исламизации продолжается и в XV в., но уже местные силы выступают на первый план.
В сочинениях местных арабистов, как сообщает нам Багадур Ма-лачиханов, дается не только дата принятия ислама гидатлинцами, но также имя распространителя религии — "просветителя Хаджи-Удурата из аула Мачада". Действительно, вблиз сел. Мачада до сих пор сохранился "зиярат" с записью на надмогильной плите: "Владелец этого камня Хаджи-Удурат. Распространился от него ислам среди жителей Гидатля в 880 г.". 880-г. х. соответствует 1475—1475 гг.
Что касается каррахцев, то они приняли ислам за сорок лет до гидатлинцев (т. е. в 1435 г.), и в то же время перешли к исламу цунтинцы.[41]
Гидатлинский союз, после принятия ислама местным населением, становится, в свою очередь, одним из очагов распространения новой религии в соседних частях Аварии. Принятие ислама арчинцами также связывается с традицией деятельности лакцев и аварцев, которые увели в свое время в плен большое число жителей Арчи, которых обратили в мусульманство и переселили в разные населенные пункты. Совместная идеологическая пропаганда Кумуха, Гидатля и Хунзаха нашла отражение в предании об исламизации багулалов и тиндинцев: "Некий Рутия был выселен из селений Хуштада на почве кровной мести. Он переехал в Кумух и там принял ислам в 970—980 гг. хиджры. После истечения срока пребывания в канлы он вернулся в село и начал заниматься проповедью ислама в своем роде "Есси". Впоследствии он приглашает войска из Кумуха, Гидатля и Хунзаха, и распространяет ислам среди багулалов и тиндинцев.[42]
В последнюю очередь ислам был принять дидойцами. Политическое влияние Грузии было здесь сильным, и, судя по "Картлис-Цховреба", еще долгое время после похода Тимура территория эта оставалась под властью Грузии.
Ожесточенный характер борьбы ислама и язычества показал в местной исторической хронике, записанной Инкачилау в 1925 г. в сел. Араканы (автор рукописи не указан):
"Затем захватили (мусульмане) Хадар в тот день и бежали кяфиры пока не достигли своих мест. Затем в течение недели шла война в Хиркасе, вследствие чего было захвачено это селение, в то время, как оставался один квартал в верхней части селения, где обосновались старшины их и амиры их, по имени Таватил и Арнахурал. И не могли мусульмане захватить тот укрепленный квартал в течение двух месяцев. Затем они захватили (этот квартал) с разрешения великого Аллаха, и с помощью владыки миров.
И они убили всех, кто был в нем (квартале), исключая тех, кто принял ислам".[43]
Устное народное творчество также оставило нам следы былой борьбы язычества, христианства, и ислама. В этом отношении интересно празднование курбан-байрама в Чохе-: после совершения молитвы в Джума-мечети все жители селения выходят на дорогу, ведущую к Ругудже; во главе процессии идут старший муэдзин с саблей и два муталлима, причем один из них несет глиняный кувшин. После трехкратного произнесения мусульманской молитвы, муэдзин, обращаясь в сторону Ругуджи, рубит саблей брошенный вверх кувшин.
С этим обрядом чохцы связывают "не только поверие об обильном урожае, но еще об обильном урожае в ущерб христианам, именно тушинам, в сторону которых обращаются, разбивая кувшин".[44]
Согласно преданиям аварцев, христианский князь аварцев Гурхен (или Сурхай) по прибытии мусульманского проповедника вернулся к себе "и наложил штраф по одной курице на каждого, кто будет творить намаз".
Предания, подобные низложенным, можно встретить почти в любом ауле, причем относятся они не только к Аварии и связаны не только с борьбой ислама и христианства, но и не в меньшей мере с борьбой мусульманства и язычества.
Обычно принято проникновение арабских элементов в Дагестан связывать по времени только с арабскими завоеваниями в VII—IX вв. Однако это далеко не так. Проникновение арабских элементов на Кавказ, в том числе и в Дагестан, имело место и позже, и связано не с завоеванием, а мирным переселением или проповеднической деятельностью отдельных лиц. Процесс этот прослеживается вплоть до XVII в.[45]
Факт прихода арабских элементов в Дагестан в XIII—XIV вв. подтверждается также надписью на полях одной из рукописей Корана из селения Лгар Ахтынского района:
"Переселился из мира тленного в мир рая (в рай) шейх ад-Багдади (т. е. Багдадский) сын шейха Шах... мана, Мир Сулейман. После пророка — да благославит его и род его Аллах и да приветствует, да освятит Аллах душу его — шестьсот восемнадцатый год" (т. е. 1233 г.).
Шейх Мир Сулейман (у местных жителей — Пир Сулейман, т.е. "святой Сулейман"), очевидно, сыграл немаловажную роль в упрочении ислама среди лезгин. Имя его, подобно имени шейха Джунейда в Северном Азербайджане, наиболее почитаемо из всех "святых" среди лезгин. Пиры, т. е. мавзолеи или святилища, связанные с его именем существуют и в селении Пир-Сулеймана, куда и по сей день паломничают верующие. По имени Пир-Сулеймана селение Лгар обычно называют Пиркенд, т. е. селение Пира. Ему посвящен единственный в селении зиярат (пир), неоднократно возобновлявшийся местными жителями.
"Все, что на нем (этом мире) — тленно. Это купол (мавзолей) шейха Пир Сулеймана, а он из рода Курейшитов, ради Аллаха, а мастер этого мавзолея К сын Джигархана".[46]
Надпись отмечена датой 1200 г. х., т.е. 1685—1686 гг.
В приведенных выше примерах в какой-то мере отразилась роль арабских выходцев в процессе укрепления мусульманской религии. Такую же роль могли играть и лица, упомянутые в надписи на стене того же пира: "Переселился (в мир вечный) шейх Заман, сын шейха Ашура, сына Исмаила (в) селении Пиркенди после тысяча сто семьдесят первого года в ночь ... а эта ночь (в) пятницу — да смилостивится Аллах над ними всеми. Амин. А они из потомков правителя правоверных, имама богобоязненных Али Благосклонного— да облагородит Аллах лицо (его) и да будет доволен им Аллах".[47]
Значение арабских элементов зафиксировано также в предании о том, что в Дагестан из Аравии прибыли мусульманские проповедники: шейх Халиф — в селение Курар Хивского района. Султан шейх Ахмед — в селение Курах и Пир Хащим — в Мугъу-дере Агульского района. В сел. Курар и поныне показывают могилу шейха Халифа, где действительно написано: "Владелец этой могилы Халиф". Дата отсутствует, но она устанавливается по найденной нами соседней надмогильной плите, отмеченной началом XV в.: "Эта могила Х-нан сына Б-л-хрир, год восемьсот пятнадцать", т. е. 1412—1413 гг.[48]
Эпиграфический материал зафиксировал проникновение отдельных арабских элементов в Дагестан и в последующее время. Одна из них надпись-эпитафия из селения Юрахи-Стал (Сулейман-Стальский район) по случаю кончины "раба прощенного, убитого несправедливо Хасана сына Хан Мухаммеда, сына Шейх Сафара, сына Хан Мухаммеда., сына Махмуда, сына Хутба, сына Ибрахима, сына Махмуда, сына Пир Баба хана, сына Мусы — из вилайата Шам, из города Дамаска, обосновавшегося в (селении) Астал — да простит их (всех) Аллах —- 1295 г. х.". 1295 г. хиджри соответствует 1878 г. Если предположить, что последние слова ("из вилайата Шам. города Дамаска") относятся к родоначальнику представленной здесь генеалогии, т. е. к Мусе, и если, как это принято, отвести на каждое последующее колено генеалогической цепи по 25 лет, то прибытие арабского предка из селения Юхари-Стал можно отнести к середине XVII в. Из этого же рода произошел умерший в 1879 г. другой представитель, генеалогический свод которого также завершается именем сирийского переселенца: "О Мухаммед, о Аллах. Все сущее подвержено смерти, а затем вернетесь к нам. Умер раб, к которому проявлено милосердие, прошенный милостью великого Аллаха, паломник двух священных благородных городов Хаджи Бутай, сын покойного Идриса, сына шейха Абдуллаха, сына шейха Тахира, сына шейха Пир Исы, сына Пир Баба хана из области Шам, Дамаска — да простит их (всех) Аллах, амин - 1299 г." [49]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История проникновения ислама в Дагестан — одна из интересных страниц идеологической жизни дагестанских народов. Примерно девять веков потребовалось на то, чтобы местные религиозные представления заменить монотеистической религией — исламом.
Начав в середине VII в., первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента, новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. В процессе этого приема, как мы видим, два этапа, отличающиеся друг от друга не только темпами распространения мусульманской религии, но и социальными условиями, а также носителями новых религиозных идей. VIII в. — первая половина Х в., первый этап, связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации. Исламизации подверглась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана. Экономической основой культурно-религиозных эволюций в Дагестане служили раннефеодальные производственные отношения, которые в V—Х вв. пришли на смену общинному строю. Новые производственные отношения, и интересы местных правителей феодального государства нашли в исламе идеологическую опору, значение которой очень быстро было осознано. Сообщения о правителях феодальных владений, принявших первым ислам и христианство, могут это хорошо показать. Следующий этап — вторая половина Х—XV вв., время сравнительно быстрой исламизации районов Дагестана, когда ислам стал официальной идеологией. На повестку дня в ряде районов стал вопрос не о распространении религии вширь, а об углублении религиозного влияния, об укреплении позиций ислама.
Дальнейшее развитие феодального способа производства и усиление феодальной эксплуатации наряду с расширением культурных и торгово-экономических связей со странами Ближнего Востока —- были теми факторами, которые способствовали активизации деятельности носителей идей ислама и расширению сферы его влияния.
Принятие новой религии происходило в обстановке неизбежного столкновения с религиозными представлениями, которые ислам застал в Дагестане.
Основное место занимали первобытные религиозные представления,. а в ряде районов христианский элемент был очень силен. Если "языческие" верования были вытеснены, как правило, насильно, при той или иной форме насилия, то отношение к христианским элементам оставалось традиционным, но только на первом этапе. В частности в XIII-XIV вв., христиане подверглись (особенно в Аварии) гонениям, и часто в основе этих акций лежали политические мотивы — столкновения различных религий отражало попытки мусульманских или христианских правителей установить в той или иной части Дагестана свое политическое господство.
Как уже указывалось, в XV в. ислам во всех дагестанских феодальных владениях и союзах сельских общин стал господствующей идеологией, государственной религией, но, как можно заключить из этнографического материала, домусулъманские верования или их элементы сохраняли свое значение в последующем, вплоть до наших дней, проявляясь иногда в такой сильной степени, что могли давать повод говорить об очень слабых позициях ислама.
VII—XV вв. характерны не только исламизацией Дагестана, но и усиленным проникновением культуры народов Ближнего Востока и Средней Азии, в первую очередь арабского языка и арабоязычной литературы. Первоначально, конечно, интерес к арабскому языку был связан с исламом и "священной книгой" мусульман - Кораном, написанном на арабском языке. Впоследствии эта почва оказалась слишком узкой в связи с проникновением в Дагестан богатой литературы на арабском языке по самым различным отраслям средневековых наук. Постепенно арабский язык стал не только языком богослужения, но и делопроизводства, науки, дипломатии, частной переписки, выступая вплоть до Октябрьской революции.
Центрами культурной жизни обычно на Востоке являлись города, сосредоточение ученых и поэтов, а такте медресе - мусульманские школы. Высшие мусульманские духовные училища - медресе - появились на восточной окраине халифата раньше, чем в его центральных и западных областях. В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры, которые не всегда были сосредоточены в городах.
Знакомство с памятниками арабоязычной литературы было творческим, а многие правоведы из Дагестана стали известны, как мы раньше уже отмечали, на педагогическом поприще за пределами своей родины.
Творческое усвоение культурных ценностей, созданных народами Средней Азии и Ближнего Востока на арабском языке заключалось также в том, что, опираясь на достижения других народов, местные культурные силы перешли к созданию собственных оригинальных произведений на арабском языке.
Строительство мечетей и бытовых зданий, фортификационных сооружений и мостов, эпидемические заболевания и стихийные бедствия, смерть аульчанина, военные столкновения с соседями и иноземными завоевателями, границы отдельных сельских общин — все это находило отражение в надписях, создавая в совокупности более иди менее полную сводку жизни народа, его военно-политической, хозяйственной и идеологической деятельности. Это свидетельствует также о появлении определенного слоя населения, владеющего арабской грамотой и составлявшего тексты для нанесения на камень. Уже выработался особый трафарет для текстов — строительных и эпитафий: в строительных обычно сообщалось об объекте строительства или реставрации, имя мастера, его профессиональное звание, имя писца, а также дата строительства; на надмогильных же надписях — формула единобожия или текст из Корана, имя "сахиба" этой могилы и его отца, время смерти. |