Ислам — одна из мировых религий — сыграл большую роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Отсюда естественное стремление к осмыслению культурного наследия и идейных традиций мусульманского Востока. Изучение ислама имеет не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством Дагестана с мусульманскими странами и наличием в России определенной части населения, исторически связанной с мусульманским историко-культурным ареалом. Существенный вклад в изучение ислама в Дагестане внесли ученые Саидов М.-С., Шихсаидов А. Р. и др. Однако имеющаяся литература на русском языке не дает читателю целостного научного представления об исламе.
Автор ставил своей целью дать в сравнительно кратком изложении выводы науки наших дней и ознакомить читателя с современным состоянием изучения проблемы.
При написании работ использовались труды арабских авторов, значительная часть которых относится к IX—Х вв., занимают важное место как по количеству, так и по полноте сведений. Политическая история и военно-политические мероприятия VI—VIII вв., арабские завоевания на Восточном Кавказе получили освещение в сочинениях ал-Баладзори (умер в 892 г.), ал-Йакуби (умер в 897 г.), ат-Табари (умер в 923 г.).
Сообщения ал-Хамадани, ибн Русте, ал-Мас'уди охватывают иную область, хронологически связанную со временем, наступившим после арабских завоеваний.
Вторую группу источников составляют дагестанские исторические' хроники. Важнейшие из них — "Дербенд-наме", "История Абу Муслима", "История Ширвана и Дербента", "Тарихи Дагестан", "Хроника Махмуда Хиналугского".
Важнейшим источником для разработки религиозной и культурной жизни являются многочисленные арабские надписи, обнаруженные на территории Дагестана и относящиеся к XI—XII вв. Собирание и изучение эпиграфического наследия связано с именами Н. В. Ханыкова, Б. А. Дорне, К. К. Фезе, Е. А. Пахомова, М.-С. Дж. Саидова, Л. Т. Тюзаляни, М. К. Нейметовой и особенно Л. И. Лаврова и А. Р. Шихсаидова.
Из дагестанских историков, интересовавшихся историей раннесредневекового Дагестана и вопросами ислама, следует отметить Али Гасанова, переводчика "Асари Дагестан" Гасана эфенди Алкадари.
После А. Гасанова к вопросу о распространении ислама в Дагестане обратился Юшков С. В. В своей рукописи он воедино связал два вопроса — уровень социально-экономического развития Дагестана и принятие ислама.
Вслед за статьями С. В. Юшкова вышла в свет работа Р. М. Магомедова "Завоевание арабами Дагестана в VIII—IX вв.".
Наиболее полную картину по изучению ислама в Дагестане передает Л. И. Генко, который представляет нам хорошо продуманную характеристику арабских источников.
Дипломная работа, таким образом, основана на результатах исследований исламоведов, частью (в основном глава I) непосредственно на источниках.
Хронологические рамки охватывают VII—XV вв. Основной целью дипломной работы является показать процесс проникновения и распространения ислама на территории Дагестана и его роль в развитии культуры и письменности народов Дагестана.
Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе сделана попытка показать завоевательные походы арабов и начальный период распространения ислама, а также каким образом происходило утверждение ислама на раннем этапе его распространения.
Глава вторая посвящена второму этапу распространения ислама в Дагестане, и
...
Читать дальше »
Просмотров: 2854 |
Добавил: My_Derbent |
Дата: 03.02.2015
|
|
Это был конец второго этапа арабских завоеваний на Кавказе.
Наступила полоса сравнительно мирной жизни. Незадолго до этого начались большие строительные работы. В конце VIII в. один из дербентских правителей, как сообщается в "Асари Дагестан", прорыл канал на реке Рубас для обеспечения дербентских земель водой, построил мельницу, развел сады, огороды.
Известий о походах арабов, о выступлениях хазар в начале IX в. нет. Мощь арабского халифата была подорвана могучими народными движениями, антифеодальной борьбой. Межфеодальная рознь ослабила страну. Не имея ни сил, ни средств управлять самостоятельно, арабы привлекают к управлению на местах местную феодальную знать, местных правителей, особенно иранского происхождения. Только до второй половины IX в. аббасидский халифат сохранял по крайней мере внешний вид единого государства.
К концу IX в. и началу Х в. политический распад халифата становится совершившимся фактом. Халифат распался на отдельные фактически независимые области с самостоятельными династиями правителей.
Что касается восточного Кавказа, в частности Ширвана и Дербента, то эти области оказались во власти династии арабского происхождения.[15]
Остальные области Дагестана в IX—Х в. уже не зависели от арабской власти, были вполне независимы, вели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Арабские завоевания, длившиеся почти около ста пятидесяти дет, оказали огромное влияние на вое области жизни дагестанцев. Эти завоевания нанесли огромный ущерб экономике народов Дагестана. Многочисленные походы в район приморья, а также в горные районы, хазарские набеги привели к разрушению производительных сил в массовом масштабе: военные операции приводили к тому, что сельское хозяйство приходило в упадок, ремесла хирели; массовый угон в плен трудящегося населения приводил к тому, что хозяйство отбрасывалось далеко назад; дороги приходили в негодность; отдельные части Дагестана теряли связь между собою: постой арабских гарнизонов и ряд повинностей, связанных со снабжением войска, тяжелым бременем ложился на трудящиеся массы.
Одним из существенных стимулов завоевательных войн арабов был захват рабов.
Поэтому не странно, если источники полны сведений о взятии большого числа пленных почти во всех захваченных областях, в частности в Дагестане. Джаррах в Гумике "пленил их", в Табасаране захватил 2 000 пленных[16], подчинил силой ряд горных обществ и обязал их правителей поставлять ежегодно — от Серира — тысячу пятьсот юношей и пятьсот девушек, от Тумана — сто пятьдесят девушек и пятьдесят юношей "с высокой талией, черноволосых, чернобровых и с длинными ресницами", от Зирихгерана — пятьдесят юношей, от Хамзина — пятьсот юношей и девушек.
Налоговая политика арабов в завоеванных странах выражались во взымании поземельного налога и подушной подати, а также организацией многочисленных натуральных повинностей. При этом в завоеванных землях арабы сохранили ту податную систему, которая существовала в государстве сасанидов.
Поземельный налог, харадж, вносился покоренным населением на условиях договора. Формы его оплаты были различны — натурой в виде части урожая, деньгами или же натурой и деньгами вместе. При установлении размера хараджа учитывались многие обстоятельства — качество земли, вид культуры, близость воды, возможность орошения. Существовало несколько видов хараджа.
Подушная подать, т. е. джизья — это своего рода вознаграждение завоевателям за их веротерпимость.
Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане исключительно скудны. Земельная политика арабов в завоеванных
...
Читать дальше »
Просмотров: 1263 |
Добавил: My_Derbent |
Дата: 03.02.2015
|
|
|