Ислам — одна из мировых религий — сыграл большую роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать сущест­венное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Отсюда естественное стремление к осмыслению культурного наследия и идей­ных традиций мусульманского Востока. Изучение ис­лама имеет не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством Дагестана с мусульманскими странами и наличием в России определенной части на­селения, исторически связанной с мусульманским историко-культур­ным ареалом. Существенный вклад в изучение ислама в Дагестане внесли ученые Саидов М.-С., Шихсаидов А. Р. и др. Однако имеющаяся литература на русском языке не дает читателю це­лостного научного представления об исламе.

Автор ставил своей целью дать в сравнительно кратком изложе­нии выводы науки наших дней и ознакомить читателя с современным состоянием изучения проблемы.

При написании работ использовались труды арабских авторов, значительная часть которых относится к IX—Х вв., занимают важное место как по количеству, так и по полноте сведений. Политическая история и военно-политические ме­роприятия VI—VIII вв., арабские завоевания на Восточном Кавказе получили освещение в сочинениях ал-Баладзори (умер в 892 г.), ал-Йакуби (умер в 897 г.), ат-Табари (умер в 923 г.).

Сообщения ал-Хамадани, ибн Русте, ал-Мас'уди охватывают иную область, хронологически связанную со временем, наступившим после арабских завоеваний.

Вторую группу источников составляют дагестанские исторические' хроники. Важнейшие из них — "Дербенд-наме", "История Абу Мусли­ма", "История Ширвана и Дербента", "Тарихи Дагестан", "Хроника Махмуда Хиналугского".

Важнейшим источником для разработки религиозной и культурной жизни являются многочисленные арабские надписи, обнаруженные на территории Дагестана и относящиеся к XI—XII вв. Собирание и изу­чение эпиграфического наследия связано с именами Н. В. Ханыкова, Б. А. Дорне, К. К. Фезе, Е. А. Пахомова, М.-С. Дж. Саидова, Л. Т. Тюзаляни, М. К. Нейметовой и особенно Л. И. Лаврова и А. Р. Шихсаидова.

Из дагестанских историков, интересовавшихся историей раннесредневекового Дагестана и вопросами ислама, следует отметить Али Гасанова, переводчика "Асари Дагестан" Гасана эфенди Алкадари.

После А. Гасанова к вопросу о распространении ислама в Дагес­тане обратился Юшков С. В. В своей рукописи он воедино связал два вопроса — уровень социально-экономического развития Дагестана и принятие ислама.

Вслед за статьями С. В. Юшкова вышла в свет работа Р. М. Магомедова "Завоевание арабами Дагестана в VIII—IX вв.".

Наиболее полную картину по изучению ислама в Дагестане пере­дает Л. И. Генко, который представляет нам хорошо продуманную характеристику арабских источников.

Дипломная работа, таким образом, основана на результатах исс­ледований исламоведов, частью (в основном глава I) непосредствен­но на источниках.

Хроноло­гические рамки охватывают VII—XV вв. Основной целью дипломной работы является показать процесс проникновения и распространения ислама на территории Дагестана и его роль в развитии культуры и письменности народов Дагестана.

Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе сделана попытка показать завоевательные походы арабов и начальный период распространения ислама, а также каким образом происходило утверждение ислама на раннем этапе его распространения.

Глава вторая посвящена второму этапу распространения ислама в Дагестане, и ... Читать дальше »

Просмотров: 2573 | Добавил: My_Derbent | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

Это был конец второго этапа арабских завоеваний на Кавказе.

Наступила полоса сравнительно мирной жизни. Незадолго до это­го начались большие строительные работы. В конце VIII в. один из дербентских правителей, как сообщается в "Асари Дагестан", прорыл канал на реке Рубас для обеспечения дербентских земель водой, построил мельницу, развел сады, огороды.

Известий о походах арабов, о выступлениях хазар в начале IX в. нет. Мощь арабского халифата была подорвана могучими народными движениями, антифеодальной борьбой. Межфеодальная рознь ослабила страну. Не имея ни сил, ни средств управлять самостоятельно, ара­бы привлекают к управлению на местах местную феодальную знать, местных правителей, особенно иранского происхождения. Только до второй половины IX в. аббасидский халифат сохранял по крайней ме­ре внешний вид единого государства.

К концу IX в. и началу Х в. политический распад халифата ста­новится совершившимся фактом. Халифат распался на отдельные фак­тически независимые области с самостоятельными династиями прави­телей.

Что касается восточного Кавказа, в частности Ширвана и Дербента, то эти области оказались во власти династии арабского про­исхождения.[15]

Остальные области Дагестана в IX—Х в. уже не зависели от арабской власти, были вполне независимы, вели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Арабские завоевания, длившиеся почти около ста пятидесяти дет, оказали огромное влияние на вое области жизни дагестанцев. Эти завоевания нанесли огромный ущерб экономике народов Дагеста­на. Многочисленные походы в район приморья, а также в горные ра­йоны, хазарские набеги привели к разрушению производительных сил в массовом масштабе: военные операции приводили к тому, что сель­ское хозяйство приходило в упадок, ремесла хирели; массовый угон в плен трудящегося населения приводил к тому, что хозяйство отб­расывалось далеко назад; дороги приходили в негодность; отдельные части Дагестана теряли связь между собою: постой арабских гарни­зонов и ряд повинностей, связанных со снабжением войска, тяжелым бременем ложился на трудящиеся массы.

Одним из существенных стимулов завоевательных войн арабов был захват рабов.

Поэтому не странно, если источники полны сведений о взятии большого числа пленных почти во всех захваченных областях, в частности в Дагестане. Джаррах в Гумике "пленил их", в Табасаране захватил 2 000 пленных[16], подчинил силой ряд горных обществ и обязал их правителей поставлять ежегодно — от Серира — тысячу пятьсот юношей и пятьсот девушек, от Тумана — сто пятьдесят де­вушек и пятьдесят юношей "с высокой талией, черноволосых, чер­нобровых и с длинными ресницами", от Зирихгерана — пятьдесят юношей, от Хамзина — пятьсот юношей и девушек.

Налоговая политика арабов в завоеванных странах выражались во взымании поземельного налога и подушной подати, а также организа­цией многочисленных натуральных повинностей. При этом в завоеван­ных землях арабы сохранили ту податную систему, которая существо­вала в государстве сасанидов.

Поземельный налог, харадж, вносился покоренным населением на условиях договора. Формы его оплаты были различны — натурой в виде части урожая, деньгами или же натурой и деньгами вместе. При установлении размера хараджа учитывались многие обстоятельства — качество земли, вид культуры, близость воды, возможность оро­шения. Существовало несколько видов хараджа.

Подушная подать, т. е. джизья — это своего рода вознагражде­ние завоевателям за их веротерпимость.

Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане исключитель­но скудны. Земельная политика арабов в завоеванных ... Читать дальше »

Просмотров: 1168 | Добавил: My_Derbent | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)