20:23
Село Рукель, Дербентский район ( 2- Часть )



ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

Говоря о героизме. Подвигу рукельских мужей на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, нельзя не отметить, трудовой героизм их жен, сестер, маленьких братьев и отцов. Вместе со всем Советским народом Рукелю пришлось перенести невероятные лишения и страдания. Труженики села проявили чудеса трудового героизма, не жалели сил и добились значительных успехов в деле обеспечения фронта хлебом, маслом, мясом, шерстью.

Особенно тяжело пришлось рукельцам, как и всему Дагестану, летом и осенью 1942 года, когда фашистские захватчики начали наступать на Сталинград (ныне Волгоград) и Кавказ. Дагестан превратился в прифронтовую полосу. Недалеко от Рукеля строились оборонительные сооружения. Сотни рукельцев приняли участие в строительстве оборонительных сооружений. Поражает мужество, стойкость, патриотизм жителей Рукеля, сумевших в столь тяжелое время приложить все свои силы к победе над заклятым врагом.

Многие женщины Рукеля за проявленный трудовой героизм были награждены медалями. Такие как Джалилова Умай, Кадирова Гистаман, Алибекова Сейбет, Гусейнова Мерзие и многие другие. Комсомольцы и молодежь села внесли свой вклад в дело усиления обороноспособности нашей Родины. Они заменили на полевых работах отцов и старших братьев, ушедших на фронт, создали тимуровские команды для оказания помощи семьям фронтовиков, собирали теплые вещи для фронта.

Трудовой тыл обеспечивал победу над заклятым врагом.

9 мая 1945 года. День победы. Великую победу одержал весь советский народ. Народам мира обеспечена мирная жизнь. Чтобы снова жить, чтобы красивым стало село Рукель, рукельцам нужно было трудиться упорно и настойчиво.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РУКЕЛЕ

/послевоенные годы/

В послевоенные годы колхоз «Рукельский» достиг больших успехов. Увеличилось поголовье скота, труженики начали получать гораздо выше дохода. Увеличились посевные площади. Появились новые двухэтажные дома, широкие улицы. Овощеводство занимало главное место среди сельских культур. Колхоз поставлял помидоры, кабачки, виноград в Дербентский консервный завод, строились магазины. В 1958 году был построен клуб на 300 мест, открыли библиотеку. Председателем колхоза был Бабаев Багаутдин. В 1965 году колхоз был преобразован в совхоз «Рулкельский». Директором совхоза был Гасанов Султан. Дороги селения были в очень плохом состоянии. В эти годы провели грунтовую дорогу от Рукеля до Сталинчиляра.

Раньше были узкие дороги с односторонним движением. Вновь построенная дорога с двусторонним движением. В 1962 году провели в селе электричество. Появились телевизоры, магнитофоны. В 1968 году построили новый корпус школы (открыли Рукельскую восьмилетнюю школу). В 1977 году в Рукеле отметили важное событие 50- летие Рукельской средней школы. Школе подарили юбилейный ковер, сотканный ученицей Магомедовой Мерзие. Во второй половине 70-х годов построили еще один новый корпус Рукельской средней школы. В 1976 году, к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина открыли перед школой памятник. Местный скульптор, учитель трудового обучения Гусейнов Айдемир Гусейнович является автором этой работы. Памятник изготовлен на средства школы. Сегодня в школе большой, дружный учительский коллектив, кабинетная система. Уже более двадцати лет работает директором школы Меджидов Минхач Расулович. Он, как директор школы, сделал очень многое для обновления школы, в воспитании молодых учителей. В школе в летние каникулы создаются ученические бригады, помогают совхозу «Рукельский».

В школе наряду с русским языком преподается и азербайджанский язык. Азербайджанский язык преподают местные учителя: Кадыров Вейсал Гусейнович и Сеидов Джахангир Пормагомедович.

РУКЕЛЬ В НАШИ ДНИ

В последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Перестройка охватила все стороны социальной и экономической жизни, культуры села. Больших успехов совхоз «Рукельский» достиг в производстве сельскохозяйственных культур.

Рукель выдвинул своих передовиц и передовиков. Их имена назвал народ: Алибалаева Загидат Наметовна, Байрамов Нуретдин, Магомедрзаев Намик и многие другие.

Рукельцы на сегодняшний день гордятся своей землячкой передовицей, Алибалаевой Загидет Наметовна.

Алибалаева Загидат Наметовна – простая, трудолюбивая горянка. Она много лет работает на овощных плантациях совхоза «Рукельский» и своим трудом завоевала авторитет у односельчан.

… Было десять лет тому назад. Рабочие совхоза избрали ее депутатом Рукельского сельского Совета народных депутатов. Тогда встал перед ней вопрос: чем оправдать доверие народа? Она трудилась больше всех, но депутату это не достаточно. Ей необходимо вести за собой и других.

Овощеводство хромало. С гектара собирали всего лишь по 70 центнеров овощей, а соседи по 25%центнеров урожая и никто в хозяйстве не был уверен, что они тоже могут добиться этого.

- У нас земля не та. Она больше не может дать, – говорили сельчане.

-У нас земля не хуже чем у них. Нет у нее хозяина, – решительно ответила Загидат.

Она попросила администрацию совхоза выделить ей отдельный участок. Загидат днем и ночью работала. Когда она отдыхала никто не знал. И вот результат: вместо триста центнеров, которая обещала и получить, она собрала 390 центнеров. На следующий год она повторила опыт. На груди ее засверкал орден «Знак почета».

О трудовых подвигах Загидат Алибалаевой говорят правительственные награды: ордена Ленина, «Знак почета», «Октябрьской революции», медали «За трудовое отличие» и т.д.

Да, односельчане правы, когда говорят, что у Загидат наметовны хорошая дорога в жизни. Пусть не такая уж гладкая, зато прямая. Сегодня у нее много последователей.

Рукельцы гордятся нашим славным земляком Новрузбековым Новрузбеком Аманатовичем кандидатом сельскохозяйственных наук. В настоящее время он готовит диссертацию на защиту доктора сельскохозяйственных наук.

Новое время, новые люди, новые заботы.

Демократия, гласность, самоуправление, хозрасчет. В 1986 году рукельцы сами избрали директора совхоза, молодого, энергичного Саидова Фархада Пирмагомедовича.

Фархад как директор совхоза вложил большой вклад в развитие социально-экономического и культурного уровня села. Были введены новые методы оплаты труда. Внедряли новые сорта помидоров и винограда. Совхоз в настоящее время находится на внутрихозяйственной аренде. Инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и одиноким женщинам бесплатно выделяется топливо, корма, транспорт. Молодым застройщикам при индивидуальном строительстве оказывает совхоз безвозмездную помощь в сумме 2000 рублей., 50% стройматериалов. Были благоустроены улицы, проектирована школа 702 мест, строится новый коровник, а также АТС. Совхоз из низкорентабельного стал высокорентабельным. Каждый год отгружают помидоры и виноград в промышленные центры страны: Москва, Ленинград, Уфа, Воронеж и т.д.

Был реставрирован памятник. Погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Памятник обнесен металлической оградой. Памятник реставрировал местный скульптор Таибов Магомедюсиф участник Великой Отечественной войны. Реставрировали на средства совхоза, посадил и деревья и цветы.

События в Азербайджане вызывали большой отклик в сердцах наших земляков. Болью и горечью обливаются сердца рукельцев, видя страдания и лишения азербайджанских матерей, детей, стариков. В эти трудные дни для всего Азербайджана, рукельцы протянули руки помощи. Сельский сход во главе с председателем сельского Совета Рукеля Султановым Максимом выделили Азербайджану помощь более семи тысяч рублей, собранные сельскими жителями. Облик сегодняшнего Рукеля можно сравнить с городом. В селе в настоящее время около 460 хозяйств. Дома в основном двухэтажные, красивые, крытые шифером и железом. Есть четыре магазина с товарами повседневного спроса, ФАП, сельский дом культуры, кооператив «Рукель», пекарня, кооператив, видеозал, хлебные, кондитерские буфеты. Я хочу закончить очерк словами азербайджанского поэта М. Исмаила:

Мы выбираем друзей и врагов,

Родина нам от рождения дается

Рушатся скалы и тверди хребтов-

Родина цельной в душе остается

«ТАБУ НА ИМЕНА»

В селе Рукель до сих пор сохранилось табу на имена. Так, например, муж не имеет право произносить настоящего имени своей жены. Если кто-нибудь незнакомый с обычаями рукельцев, спросит у него, как зовут жену, ему ни за что не удастся добиться от последнего ответа, и он поневоле должен будет обратиться к кому-нибудь из присутствующих. В общении с женой муж употребляет условное обращение. Такое же отношение жен к мужьям. Это одна сторона.

Другая сторона по отношению к старшим братьям, к их женам, дядям. На их имена тоже существует табу. Младший брат называет старшего брата «гадаш» /азер. -брат/. Если есть несколько братьев, то к их именам добавляют «гадаш». К жене старшего брата обращаются «гелин-баджы» /азер. гелин-невеста, баджы- сестра/.Если их несколько, то «ширин – баджы» /ширин-сладкий, баджы – сестра/, если сестра одна у братьев- «бирдже- баджы» / азер. бирдже- единственная, баджы – сестра /.

Имена дядь тоже не имеют право произносить, а обращаются к ним «эми», «дайы» /дядя/, а если их несколько, то «боюк ими» /старший дядя/, «кичик эми» /младший дядя/. Табу на имена помогает уважать старших.

Как отметили, что в прошлом широкое распространение имело поклонение различным камням, скалам, рощам, родникам и т.д. Люди верили в духов и поэтому, когда давали имя человеку, считали, что вместе с именем в этом человеке заселился дух. И поэтому во время болезни они сменяли имена. Такие традиции сохранились на Рукельской земле и сегодня

СУННАТ

/арабск. – обряд обрезания, усечение красной плоти/

У рукельцев суннат совершается как в младенческом возрасте, так и в старшем возрасте. Это практикуется в Рукеле как отличительный отличительный признак у мусульманина. Иногда, когда в семье единственный сын суннат сопровождается свадьбой /суннат тою/.

ТОЙ

/свадьба, предсвадебная, свадебные торжества, послесвадебные обычаи/

Вопрос о женитьбы сына, также как и о замужестве дочери, решается в Рукеле старшими членами семьи, которые в своем выборе руководствуется соображениями сасловной принадлежности, общественного престижа тухума или патрономии обоих семей, имущественными интересами.

В Рукеле предпочитались и предпочитаются браки внутри одного тухума, династии, квартала, села, так как именно эти браки отвечали многим экономическим и социально – психологическим интересам жителей. Иногда рукельцы сватают с рождения. Если девушка и мальчик родились в один день. Месяц, год, друзья или родственники сватают за мальчика эту девочку /гобек кесме/. При достижении совершеннолетия юноша должен жениться на этой девушке или девушка должна выходить за этого юношу, несмотря на недостатки девушки или парня.

Решив женить сына, родители наводят справки о чертах характера избранной ими девушки, о ее репутации, материальном состоянии, о благородстве их семьи, а также о здоровье и трудовых навыках самой девушки. Всю эту делают родители жениха втайне. Это она сторона выбора девушки.

Есть и другая сторона выбора – браки по любви. Правда, браки по любви на рукельской земле очень редки. Юноши и девушки встречаясь на свадьбах, присматривают там своего будущего супруга или супругу. Обычным и весьма популярным местом встреч является родник «Дюшма» /азерб. не спускайся/ . У этого родника изредка происходит своего рода смотр невест молодыми юношами Рукеля. Самые нарядные платья рукельские девушки надевают, когда идут за водой. Вечером хождение за водой есть своеобразный парад принаряженных девушек. Молодые люди могут обменяться взглядами, но ни в коем случае нельзя перебрасываться словами. Тем не менее в период от выбора невесты до свадьбы молодым приходится часто преодолевать большие трудноти, ибо последнее слово всегда оставалось и остается за родителями. Случаи, когда выбор молодых совпадает с намерением родителей, были очень редки.

И третья сторона – очень редкие случаи кражи невест. Когда родители жениха категорически против его выбора, жених крал невесту и уезжал из села на несколько лет, потом возвращаются после появления первенца и мирятся с родителями.

Сватовство коренным образом отличается от выбора. Для успешного завершения сватовства заранее предпринимались определенные предосторожности. Сватовство можно начинать в определенные дни: в пятницу или воскресенье. Нельзя возвращаться с дороги, когда идут сватать. Сваты, боясь не только соседей и других жителей села, но и «не чистой силы», «дурного глаза», «плохой ноги», предпочитали и предпочитают идти в дом родителей девушки вечером, с наступлением темноты, не по обычной дороге, а изменив маршрут, используя при этом различные магические приемы.

Сватами выбирают наиболее уважаемых людей из тухума жениха /обычно дядя и мать жениха/. Сватов у рукельцев называют «елчилер» /елчилир гелиблер – сватать пришли/. Сваты после обычных разговоров подходят к основной теме. Все это – без угощения. Если глава семьи или семья девушки принимают предложение, гостям подают сладкий чай.Это знак согласия. И сваты, надев невесте обручальное кольцо, уходят довольными. В противном случае, то есть, если чай подал не сладкий – помолвка расстраивается.

После обучения девушки, если до свадьбы обрученных состоится свадьба кого – нибудь из близких жениха, то невесту приглашают на танец и во время танца родственники жениха на ее голову накидывают «калагаи» /белый шелковый платок/ и одаривают деньгами /пул багламаг/.

После сватовства, в узком кругу, через неделю в Рукеле родители жениха, вместе со своим тухумом, устраивают вечер «союз кесен» /последнее слово/. Собирается весь тухум. Пируют, радуются, поздравляют родителей жениха /присутствие жениха необязательно/. На следующий день с утра родственницы жениха несут в дом невесты подарки. От имени каждого члена семьи жениха /отрезы, полотенца и т.д./.

Из золотых изделий: два золотых кольца, золотую цепочку с кулоном, золотые серьги, часы, браслет. После этой церемонии проходит окончательное обручение невесты. Все жители села посещают дома жениха и невесты с поздравлениями.

После сватовства невеста скрывает свое лицо шалью, только видны глаза, тем самым уважает родителей жениха. Невеста постоянно избегает жениха /до свадьбы жених и невеста не имеют право встречаться или перебрасываться словами/.

Следующий вид свадебной церемонии – «пай» /определенный день, назначенный родителями жениха дому невесты/. В этот день приглашают все селение. На эту церемонию обычно приходят женщины, которые несут деньги /кто – как/. Подготовленные подарки семьей жениха несут в дом невесты родственницы жениха /восемь отрезов для платья, платочки, полотенца, а также несколько коробок конфет и печенья, две коробки шоколада/. После угощения жители села в доме жениха устраивают осмотр купленных вещей.

Еще кроме этих подарков. Каждый, включая мусульманские и христианские обычаи родители жениха, несут подарки невесте, а в «Навруз байрам» /весенний праздник/ готовят плов.

Третья предсвадебная церемония – «Нишан» устраивают за неделю до свадьбы. На этот раз в торжественной обстановке везут к невесте подарки /свадебные наряды/ и разные сладости, 500 рублей. Родители жениха приглашают всех односельчан /в большинстве женщины/. Все приглашенные приносят деньги. Специальный человек записывает, кто сколько принес. В этот же день оформляют шариатский брак /иногда при присутствии жениха/.

Последний и основной визит к невесте устраивают за два дня до свадьбы. Самые близкие родственники жениха везут к невесте три мешка муки, 10 литров масла, мешок сахара, риса, несколько коробок шоколада, барашку. Предсвадебный период длится от двух до пяти лет.

На очереди – свадьба /той/. Она у рукельцев отмечается весьма торжественно. Сезоном свадеб в селе считается осень. Осенью завершаются сельхозяйственные работы и обилие фруктов. Овощей, винограда украшают свадебный стол рукельцев.

За два дня до свадьбы обычно в пятницу, /священный день мусульман/ родители жениха и невесты собирают родственников на совет, на котором распределяют обязанности во время торжества /приготовление угощений, созыв гостей, их обслуживание/. Тут же сообща решают, в чем распоряжении остальные продукты питания. Обычно на эти должности назначают близких людей, соседей, чтобы эти люди были бережливые и экономные. У них, в свою очередь бывают помощники. В обязанности одних входит следить за состоянием столов, других приглашать гостей к столу. Такие люди назначаются только из мужчин. Женщины за столом не сидят. Ответственного за свадьбу назначают аксакала из их тухума. Пищу готовят мужчины.

Тут же назначают круг лиц, которые должны привести приданное невесты, а также тех, кто поедет за невестой. Назначают и тех кто должен составить опись имущества невесты /гелина/, а также кассира, который собирает деньги.

Свадьбой руководит аксакал. Ни отец, ни мать, ни сестра, ни братья жениха не участвуют в организации застолья. Они только принимают поздравления.

Приглашают на свадьбу в Рукеле всех односельчан, а также гостей из других сел и городов. Молодой парень и девушка ходит к каждому двору и приглашают.

На следующий день /обычно суббота/ все назначенные люди занимают свои посты. В этот день в Рукеле считается днем шашлыка /кебаб гюню/. Всех приглашенных односельчан угощают шашлыком. К обеду приезжают музыканты. Начинается свадьба. Музыканты сперва играют недолго, затем здороваются с присутствующими, поздравляют их с торжеством и только потом принимают угощения. В этот маленький отрезок времени, когда играют музыканты в основном танцуют самые близкие жениху родственники.

После угощения музыканты, начиная с вечера до поздней ночи, играют во дворе жениха. Вокруг музыкантов образуется своеобразный круг зрителей; половина ребята, половина девушки.

Учитывая преимущество девушек в селе, в основном круг образуют девушки и молодые женщины всего села. Все односельчане принимают участие, кто активное, кто пассивное. Все это время свадьбой /во время танцев/ руководит ответственный за музыкантами /човуш/. По очереди /мужчины, юноши, дети, старики/ выходят танцевать, при этом они човушу говорят, кого из девушек пригласить. Сама по себе рукельская девушка никогда не выйдет танцевать.

Тем временем, когда в доме жениха играют музыканты, у невесты тоже торжество – девишник /гизлер кедже/. Там обычно собираются девушки, подружки невесты /гелина/. Они поют различные пени утешающие невесту, восхваляют жениха и т.д.

Жених во вре6мя свадьбы переселяется в дом близкого друга или соседа. Друг жениха называется в Рукеле /гиев гардаши/. Здесь собираются все друзья жениха, приходят его поздравить, пируют. Их может быть 20 – 30 человек. Первую ночь на свадьбе жених может танцевать вне очереди со своими близкими родственниками. Так кончается первый день свадьбы.

На следующий день /воскресенье/ приезжают и гости, готовят разные блюда /бузбаш, долма, аш, кебаб и разные соусы/. В этот же день жених и невеста регистрируются /брак в сельском совете/. Жених идет со своими дружками и невеста со своими подружками в торжественном порядке.

К вечеру /раньше ночью после двенадцати часов/ родители жениха с разрешения родителей невесты отправляются за невестой. Свадебный процесс состоит из нескольких легковых и грузовых машин. Со стороны жениха берут две бутылки водки и две бутылки прохладительного напитка, и две порции шашлыка на деревянных палочках. И отдать тем кто закроет дорогу машине с невестой к дому жениха. Машин украшают всячески: ленты, платки, кукла и т.д. Вместе с музыкантами приезжают в дом невесты молодежь о стороны жениха. Там тоже играют некоторое время и танцуют только родственники невесты.

После танцев, погрузив приданное невесты в грузовые машины, возвращаются к дому жениха. Когда свадебный кортеж выходит со двора родителей невесты, бросают камень в воду из кувшина, причитая при этом «пусть светла будет жизнь невесты».

Тем временем пока невеста не доехала до дома жениха, кто – то из родственниц жениха, берут кувшины и идут за водой в близкий родник, чтобы успеть полным кувшином прийти в дом жениха раньше свадебного котежа. В доме у жениха невесту встречают родные его, кто – то из родственниц при остановке машины, в которой находится невеста во дворе жениха, кидают конфеты и муку, железные манеты. Первым в комнату, приготовленную для невесты заходит сестра или сноха жениха с зеркалом /бахт гюзгюсу/ и зажженной лампой. Из машины выводят невесту братья жениха, а при отсутствии братьев, дяди. Они приводят ее в определенную для нее комнату в доме родителей жениха. На пороге двери этой комнаты ставят баранью шкуру и топор. Дальше брат жениха приходит и снимает обувь невесты и ставит деньги /кто как/. Потом приходят все родственнмцы, их угощают в этой комнате сладким напитком /щераб/. Невеста близким родственникам жениха готовит подушки с подарками. Потом все расходятся, а в комнате с невестой остается несколько ее подружек и одна женщина /келетихте/ до конца свадьбы. Тем временем музыканты играют, свадьба продолжается. Жених и вторую ночь танцует со всеми родственниками и родственницами с обоих сторон.

Постель для невесты готовит женщина, которая имеет детей и счастливую семью. Муж должен быть женат на ней первым браком.

А жених тем временем вместе с друзьями участвует на свадьбе. По окончанию свадьбы жених заходит к невесте и, взяв у него подарки, опять уходит к своим друзьям, пируют, поднимают бокалы за рождение новой семьи на рукельской земле. И еще очень важно отметить то, что в этот день жениху категорически запрещается пить спиртные напитки.

На следующий день рано утром жених /молодой муж/ должен уйти от невесты рано утром, чтобы не видел его отец. Несколько дней молодой муж избегает встречи с родителями.

Важным актом брачной церемонии является торжественное приглашение молодых родителями мужа в хозяйственную комнату, что символизировал вступление невесты в роль хозяйки нового дома. Обычно рукельцы этот акт совершают на четвертый день после свадьбы /джуме ахшамы/. С этого дня молодая хозяйка активно включается в хозяйственную деятельность семьи. Однако же право на выход за пределы дома она получает только после обряда «сува чыхмаг» /хождение за водой/.

За водой с молодой хозяйкой отправляются ее подруги, молодые женщины, родственницы жениха, соседки. Одна из них берет поднос со сладостями, конфетами. По пути их раздает. Рукельцы считают, что раздаваемые сладости, подарки должны умилостивить духу и тем самим обеспечить благополучие молодой семьи. После этого обряда невеста получает право выходить на улицу посещать общественные места, принимать участие в полевых работах.

Невеста отцу мужа дарит ковер – намазлык. Через неделю молодых приглашают родители невесты, устраивают большой пир и одаривают их /корова, деньги, золотые кольца/.

 

Просмотров: 1567 | Добавил: My_Derbent | Теги: Дербентский район ( I- Часть ), Село Рукель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar