17:34
Таты

Сегодня мало кто помнит, что на территории Дагестана, на его просторах от южных до северных границ в многоголосии языков звучала и мягкая, мелодичная татская речь, очень напоминавшая персидскую. Народ, говоривший на этом языке, в основном концентрировавшийся в городе Дербенте, в более чем тридцати аулах и селениях: Жарага, Мугарты, Мамра, Ханжалкала, Орог, Карчаг, Пенждихи, Мараг, Химейди, Билхада, Нульгеди, Джалган, Сабнава, Янгикент, Маджалис, Эрпели, Дургели, Тарки, Буйнак и других, жил в дружбе и добрососедстве с другими этносами в Ахтынском, Курахском, Кайтагском, Хасавюртовском районах, в городах Хасавюрте, Буйнакске, Кизляре... Ныне татов в Дагестане осталось 14,8 тыс. человек (по данным на 01.01.2001 г.).

Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.

Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд”) образовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”.

Таты Кавказа занимались в основном земледелием. В начале ХХ века они обрабатывали в общей сложности 18 тыс. десятин пахотной земли, в том числе в Дагестане - до 10 тысяч. Они обрабатывали подчас труднодоступные горные участки, сеяли рис и пшеницу, разводили виноград, сажали фруктовые сады, выращивали овощи. В Дербенте специализировались на виноградарстве, многие во время путины работали на рыбных промыслах, занимались ремеслами. Горцы ценили их как умелых мастеров по выделке кожи.

Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками. В Дагестане они сохраняли полунатуральное хозяйство, браки заключали с учетом родственных связей (между двоюродными и троюродными лицами). Старший в роду мужчина был вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты: беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, строгое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей.

Татоязычные этнические группы владели азербайджанским языком в Азербайджане и Южном Дагестане, кумыкским, даргинским, лезгинским - в остальной части Дагестана. Между татами и соседними кавказскими народами существовали добрососедские отношения, что является следствием и одинаковых социально-экономических условий жизни, и общности бытовых форм, сложившихся в течение веков.

Удивительным по красоте и сочности является фольклор данного этноса, в котором отразилось его иранское происхождение. В нем ярко прослеживаются два пласта: более древний с присущими ему общеиранскими персонажами - шахи, везиры и векилы, Пери-ханум и Рустам-зол, дэвы - и поздний дагестанский, с бытовыми сценками, с поборниками добра, характерными образами справедливого разбойника.

Особое место в духовном богатстве народа занимают татские сказители, сохранившие и передавшие нам, нашему времени сказания, сказки, притчи, легенды. Благодаря им, их безграничной любви к своим истокам народ имеет свой самобытный фольклор.

Также удивительным, присущим ему и дагестанским народам, являлся быт татов. Они пользовались такой же посудой, что и соседи: медными кувшинами, тазами и большими глиняными сосудами, в которых хранили воду, пекли хлеб (лаваш и нун тонуй) в печах, вырытых в земле, качали младенцев в колыбели или в люльке, подвешенной к потолку. Одеждой они совершенно не отличались от горцев: мужчины носили каракулевую шапку (папаху) с низкой тульей, черкеску (чухо) с газырями, опоясывались узким кожаным ремешком, носили кинжал, обувались в мягкие сапоги (мяхе), женщины покрывали голову шелковым платком (калагаи), носили гьобо (вид платка), на ногах мягкие чувяки.

Народ сохранил по сей день богатую, разнообразную вкусную кухню. Такие блюда, как хашил (мучная жидкая каша), асидо (мучная халва), пютюрюк (мучной суп), бюглеме (заливное блюдо из рыбы), гиней (домашняя лапша), ягни аруси (свадебный суп с нахутом, луком и мясом), дюшпере (пельмени), хое-гушт (блюдо из мяса с яйцами) составляли только татскую кухню и отдельных их соседей. Стол татской семьи был богат и различными видами плова, кебабом и люля-кебабом, гоурме (вид жаркого), япраги (голубцы), долмой, ош кидуи (рисовая каша с тыквой) и многими другими блюдами.

Хочу особо отметить, что у татов удивительно мелодичная песенная и танцевальная музыка, вобравшая в себя все нюансы восточной музыки. Многие народные татские песни в исполнении Ахсо, Марии Щербатовой и других певиц вошли в сокровищницу дагестанского музыкального фольклора. Сегодня известны имена Мигира Рабаева, Марины Матаевой, Геннадия Сосунова, Абрама Авдалимова.

Парадоксальным является тот факт, что подавляющее большинство дагестанцев, даже образованные, не знают, на каком языке разговаривают таты. У них сложилось почему-то мнение, что на еврейском. Хотя никакого еврейского языка нет и в помине: есть язык идиш и возвращенный древний язык иврит, на котором говорят евреи (ашкенази). Татский язык, являясь диалектом фарси, первоначально бывшего в употреблении в Восточной Мидии, близок к мазадаранскому, талышскому, гилянскому, дарийскому. Выдающийся востоковед И.М.Дьяконов считает, что эти этносы говорят на диалектах, представляющих остатки индо-европейского языка, первоначально бывшего языком Восточной Индии. С течением времени народы, жившие тысячелетиями, взаимообогащались не только культурой, традициями, но и языком. Таты усваивали тюркские и арабские слова, лезгины, даргинцы, аварцы, лакцы, табасараны - фарси, тюркские, арабские. Нам удалось сделать анализ более трехсот слов в татском языке, которыми свободно пользуются и все другие народы Дагестана, они стали общими словами дагестанских этносов. Вот некоторые из них: несиймет (наставление), намус (совесть), сабур (терпение), рахм (милосердие), бугу (пусть будет), гьисмет (судьба), абаси (20 копеек), шои (5 копеек), ихтилот (беседа), хижолет (переживание, забота), айб (стыд, срам), кьазме (землянка), тону (тандыр), саат (часы), ченд (сколько), вахт (время), зомон (эпоха), емюш (фрукты), кеф (удовольствие), хебер (сообщение).

Дагестанские таты разделили исторические судьбы всех народов Страны гор, восприняв большинство элементов их духовной и материальной культуры и традиций и обогатив их своими, получив права считаться одной из народностей этой многонациональной республики. Во все сложные периоды они вместе с другими народами, не щадя жизни, отстаивали свободу и независимость своего края. Примеров тому - множество, приведем лишь несколько ярких. Одной из жен наиба имама Шамиля Юнуса Чиркейского была татка Зайнаб. В завершающий период Кавказской войны в критический момент сражения, обнажив кинжал, она смело и решительно увлекла за собой в бой мюридов. А одним из знаменосцев имама Шамиля был прадед ученого И.Анисимова, тата, уроженца аула Тарки. Прадед известного скульптора Зория Азгура, автора памятника

В.И.Ленину на центральной площади в Махачкале, родом из татского селения Азгуры, что находилось в Дербентском районе, служил нукером у Хаджи-Мурата.

Чудеса смелости, отваги, беспредельной любви к Родине проявляли таты в годы Великой Отечественной войны, а два представителя татского народа - Шатиэль Абрамов и Исай Илазаров - были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие отдали жизнь за свободу родины. Героически погиб под Москвой старший лейтенант Алексей Мардахаев: подбив четыре вражеских танка, он направил свою пылающую стальную машину на вражеский штаб. В укомплектовании материальной части и вооружении первых дивизионов грозных “Катюш” принимал участие кадровый офицер артиллерии Александр Семендуев. Вместе с седьмым отдельным гвардейским дивизионом реактивных установок он посылал первые залпы “Катюш” под Москвой и прошел путь от столицы до Праги. Труд отважного воина, сына татского ашуга Шаула Симанду украшали за ратные подвиги пять боевых орденов и много медалей.

На фронтах войны сражались татские деятели культуры: драматург Юно Семенов, писатели Миши Бахшиев и Хизгил Авшалумов, поэты Дубия Бахшиев, Даниил Атнилов, Манувах Дадашев и многие другие. Талантливый поэт, интернационалист М. Дадашев закончил свой боевой путь на земле Украины.

Храбрость и мужество проявили и женщины. Татка Вера Ханукаева, одна из первых девушек Дагестана в 1930г. ставшая парашютисткой, перед войной работала в Сталинграде телеграфисткой, защищала город на Волге, освобождала Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, была удостоена многих боевых наград.

Одним из “сыновей полка” был мальчик Борис Рахамимов, в четырнадцать лет участвовавший в боях за взятие Ростова-на-Дону, со своей частью дошедший до Берлина. К концу войны его грудь украшали семь боевых наград.

Неувядаемой славой покрыл себя подпольщик, а затем партизан Мугдаши Хизгилов, уроженец Дербента, прозванный польскими товарищами “черным капитаном”.

Пример беззаветного служения Отечеству показывали таты и в тылу. Одним из героев, открывших месторождение “Второй Баку”, был Я.Агарунов. Направленный по заданию партии в 1942 году, он был назначен секретарем Куйбышевского обкома партии по нефти. Заслуги Я.Агарунова были отмечены орденом Ленина, тремя орденами и медалями.

Мужество и несгибаемую волю проявила простая женщина Гюльбоор (что значит весенний цветок) Давыдова, уроженка селения Нюгди. Потеряв на войне двоих сыновей, она не согнулась в горе, продолжала трудиться на виноградных плантациях, в труде находя успокоение, вырастила и воспитала сирот, оставшихся без родителей. Государство оплатило ее труд по заслугам, удостоив высокого звания Героя Социалистического Труда, а народ избрал депутатом Верховного Совета ДАССР, сложил о ней замечательную песню, назвал ее именем одну из улиц Дербента.

Дербент и Дербентский район всегда славились замечательными мастерами - виноградарями, которые умели удивлять республику высокими урожаями солнечных ягод. Хочу особо заметить, что в сороковые-пятидесятые годы в Дербентском районе было несколько татских колхозов, которые дали республике семь Героев Социалистического Труда. Они - гордость и слава не только татского, но и всего дагестанского народа. Это Г. Давыдова, И. Абрамов, Мемри Исаев, Мардахай Исаев, Е. Авшалумова, С.Рабаева, А.Рабаева.

Представители этого небольшого народа занимали и ответственные и руководящие посты. Е.Мататов был прокурором ДАССР, затем Председателем Верховного суда, секретарем Президиума Верховного Совета ДАССР, И. Авшалумов - министром коммунального хозяйства, И.Нахшунов - министром торговли, Р. Разиилов - министром просвещения, Измайлов, затем Х.Абрамов - министрами местной промышленности. И. Беньяминов занимал ответственный пост в ЦИК СССР. С.Измайлов являлся первым секретарем обкома ВЛКСМ, Мардахаев - председателем партконтроля, А.Данилов - начальником управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли республики, С.Дагаев - членом Президиума Верховного Совета ДАССР. На партийно-советской работе честно и добросовестно служили С.Дагаев, И.Нахшунов, Д.Ашуров, Ш.Рувинов. Немало татов с ученой степенью работали и продолжают работать в НИИ, высших учебных заведениях и колледжах республики. Это профессора Ю.Бабаев, Ш.Абрамов, Д.Бахшиева, Л.Авшалумова, С.Кукулиева и другие. Таты имеют своих представителей в Государственном Совете, Народном Собрании Республики Дагестан.

Велика роль татских деятелей литературы, искусства и науки в жизни многонационального Дагестана. Особое место в ней занимает Танхо Израилов и созданный и выпестованный им Государственный заслуженный ансамбль “Лезгинка”, с триумфом объехавший почти весь мир и продолжающий традиции своего создателя. В многонациональном коллективе ансамбля, который состоял из представителей всех народов республики и в котором блистали артистизмом и мастерством брат Танхо Махай Израилов, дочь Нина и другие члены семьи, царила атмосфера братства и взаимопонимания. В 1971 году Танхо Израилов был удостоен звания народного артиста СССР. Эстафету триумфа ансамбля “Лезгинка” принял и понес по странам света народный артист ДАССР Иосиф Матаев. Заслуженной славой в Дагестане и России пользуется детский танцевальный ансамбль “Виртуозы Дагестана. Счастливое детство”, которым руководит его создатель заслуженный деятель культуры России и Дагестана Шолуми Матаев.

Заметный вклад внесли таты в музыкальную культуру Дагестана. Широкая общественность хорошо знает произведения таких композиторов, как Б.Ханукаев, Д.Ашуров, В.Шаулов и другие.

Ярок и след татских писателей в многонациональной литературе Дагестана. У истоков формирования профессиональной татской литературы стоит несколько имен. Это и Е.Мататов, татский поэт, переводчик, публицист, литературный критик, осуществивший перевод и публикацию на татский язык “Интернационала” и “Варшавянки”. Это и И.Беньяминов, автор ряда драматургических произведений, Я.Агарунов, поэт и публицист.

Делу собирания и сплочения национальных литературных кадров служил и выпуск газет. Такую роль собирателя, организатора и воспитателя татских творческих сил сыграла первая в истории татского народа газета “Захметкеш”, основанная в Дербенте в 1928 году, и “Коммунист” - в Баку в 1934 году. Большой вклад в формирование публицистики и прозы внес Асаил Бинаев, драматургии - поэт и актер Юне Семенов, в газете “Захметкеш” начали свой путь ставшие известными поэтами и писателями Манувах Дадашев, Даниил Атнилов, Михаил (Миши) Бахшиев, Хизгил Авшалумов, Борис Гаврилов, Дубия Бахшиев, Рахамим Рувинов, Исог Хануков, Нетен Соломонов, Зарбоил Шалмиев, Семен Будагов. Определенный вклад в развитие татской поэзии внес Манувах Дадашев, который пал смертью храбрых в боях за Родину. К плеяде первых молодых поэтов относится и Даниил Атнилов, который осуществил прекрасные переводы на татский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова, Горького, Самеда Вургуна, Сулеймана Стальского и других. Значительный вклад в развитие татской литературы внесли заслуженный работник культуры ДАССР Михаил Бахшиев, заслуженный работник культуры РСФСР и ДАССР Хизгил Авшалумов. Популярный в народе поэт и прозаик М.Бахшиев является автором первого романа на татском языке “Гроздья винограда” (в русском переводе “У стен Нарын-Калы”), пьес “Земля”, “Победа Героев”, поставленных на сцене татского театра, рассказов, нескольких книг и очерков. Повестями, рассказами пополнил библиотеку народов Дагестана Хизгил Авшалумов; особенную популярность заслужили его “Новеллы о хитроумном Шими Дербенди”.

Галерея людей, которыми гордится народ, будет неполной, если не назвать деятелей науки и техники. Гордостью Москвы и всей России является памятник Неизвестному солдату у Кремлевской стены, новое слово в зодчестве - гостиничный комплекс в Измайлове, застройка Октябрьской площади, здание Аэрофлота, ряд зданий представительств СССР (ныне РФ) за рубежом. И все это - деяние рук и ума коллектива мастерской №7 Моспроекта и его руководителя Ю.Рабаева, уроженца Махачкалы. Широко известны в стране и памятники скульптуры нашего земляка З.Азгура. Мастером “добрых” взрывов называли ленинградцы доктора технических наук, профессора А.Ханукаева. В годы блокады Ленинграда подразделение под командованием майора А.Ханукаева обезвреживало неразорвавшиеся немецкие бомбы и снаряды.

Большой научной и педагогической деятельностью занимался доктор исторических наук, профессор Дубия Бахшиев, перу которого принадлежит более 300 работ, в т.ч. 12 книг. Более того, он пестовал научные кадры для Северного Кавказа, и в частности для Дагестана. Его “школу” прошли такие известные в республике деятели, как доктора наук, профессора Ахмед Магомедов, Шугаиб Магомедов, Мустафа Вагабов и другие.

Широко известны среди ученых-востоковедов работы по арабистике доктора филологических наук, профессора МГУ Г.Шарбатова, автора выпущенных в нашей стране русско-арабских и арабо-русских словарей. Авторитетом пользовались и пользуются в Дагестане ученые доктор экономических наук, профессор Ю.Бабаев, первый кандидат технических наук в стране гор Ю.Абрамов, доктор биологических наук, профессор Ш.Абрамов. А имя хирурга Гавриила Илизарова известно не только всем дагестанцам и гражданам бывшего СССР, но и во многих странах мира. Лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда, он возглавлял Курганский научно-исследовательский институт экспериментальной ортопедии и травматологии, излечивая от тяжелых недугов тысячи сограждан и приезжих из различных стран мира, подготовил прекрасную смену, которая успешно работает во многих регионах Российской Федерации.

Журнальная статья не позволяет глубоко и последовательно рассказать об истории татов, ритуалах и обрядах, быте, удивительно ярком фольклоре и обычаях, красочном музыкальном языке и ремеслах, социальном положении и культуре, ограничивает возможности более подробно поведать о людях, подвижнический труд которых сделал немало для развития и обогащения экономики, образования, исторической мысли, литературы и искусства, науки республики. Все это ожидает своего часа, своего дня.

Источник: 
http://www.odnoselchane.ru/

Просмотров: 1244 | Добавил: My_Derbent | Теги: Таты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar