Кая – одно из древнейших высокогорных лакских селений Кулинского района Дагестана, окружено со всех сторон невысокими горами, омывается двумя речками ЧIяяратI и ХъюяяратI, расположено на высоте 1600 метров над уровнем океана. Село располагалось на скале высотой до 30 метров и длиной 500 метров, было обращено на юг и находилось в объятиях гор. С севера оно было защищено крепостной стеной высотой 4 метра и длиной до 400 метров. Селению Кая, как и многим дагестанским селам, присуща сильная скученность построек, теснота. В старом ауле дома расположены ступенями, по террасообразному типу. Крутизна склона горы Нукьикьа не препятствовала строению домов. Они тесно прижаты друг к другу, образуя каменные террасы. На утесе-скале стоят дома Камиловых, Ибрагимовых, Амировых, Кубатаевых, Эльдаровых, Алиосмановых, Махмудовых, Айдаевых, Рамазановых, Алиевых, Ахмедовых, Калабаговых, Абдуллаевых, Исрапиловых.
Выбор места поселения, видимо, был связан с важными для того времени факторами. Рельеф местности способствовал обороне при нападении неприятеля. Село располагалось вблизи хороших источников питьевой воды, пахотные и пастбищные земли находились недалеко от села.
Изначально аул находился в местности Хьараллаялу. После Цыйшинского оползня село оказалось под водой, и большинство жителей переселилось на косогор Нукьикьа. И это большинство получило название ЧIявумий, которое со временем обрело звучание ЧIяйми. На географической карте Кавказа ХIХ в. ЧIяйми имеет название Кайми, ставшее впоследствии Кая.
Первым государственным образованием, куда входили и каялинцы, была Кавказская Албания. «Арабы, принесшие в Дагестан на острие меча религию, нашли в лице лаков не только среду, благоприятную для ислама, но и энергичных помощников в его распространении среди соседей.
Лакцев стали называть кази-кумухцами. Арабы сочли нужным именно на их территории на основе уже имевшихся традиций заложить основы нового государства – шамхальства, и столица лаков – Кумух – надолго стала одним из доминирующих политических центров Дагестана» (Журн. «Народы Дагестана», № 6, 2009).
До принятия ислама каялинцы были язычниками-огнепоклонниками, многие обряды сохранились до сих пор. Так, для вызова дождя проводили особый обряд с ряженым-черемицей. Им был юноша, которого обряжали в черемицу и водили по аульским улочкам, с крыш домов обливали его водой, а сопровождавших одаривали сладостями.
Как и другие лакцы, в дни весеннего равноденствия каялинцы и жители хуторов широко отмечали праздник начала весны (Интнил-хьхьу). Вечером разжигали костры, стреляли из самодельных стволов, с гор спускали горящие бревна и плетеные корзины с соломой, прыгали через костры и приговаривали: «Болезни все – огню, здоровье – нашему телу». У костра появлялись сельские зурначи и танцевали до глубокой ночи, выпекались особые фигурные обрядовые хлебы (Барта гургри).
Пахотная земля в горах представляла особую ценность, поэтому пригодные для пахоты участки не использовались под жилье. За многие века сложилась своя особая архитектура. Свидетельством тому являются построенные искусными мастерами-каменщиками здания старой мечети, жилые дома, надмогильные стелы. Многие из них датируются XV–XIX вв.
В XVIII в. стали образовываться хутора и отселки за счет переселенцев из селения Кая, по сведен
...
Читать дальше »