Кая – одно из древнейших высокогорных лакских селений Кулинского района Дагестана, окружено со всех сторон невысокими горами, омывается двумя речками ЧIяяратI и ХъюяяратI, расположено на высоте 1600 метров над уровнем океана. Село располагалось на скале высотой до 30 метров и длиной 500 метров, было обращено на юг и находилось в объятиях гор. С севера оно было защищено крепостной стеной высотой 4 метра и длиной до 400 метров. Селению Кая, как и многим дагестанским селам, присуща сильная скученность построек, теснота. В старом ауле дома расположены ступенями, по террасообразному типу. Крутизна склона горы Нукьикьа не препятствовала строению домов. Они тесно прижаты друг к другу, образуя каменные террасы. На утесе-скале стоят дома Камиловых, Ибрагимовых, Амировых, Кубатаевых, Эльдаровых, Алиосмановых, Махмудовых, Айдаевых, Рамазановых, Алиевых, Ахмедовых, Калабаговых, Абдуллаевых, Исрапиловых.

Выбор места поселения, видимо, был связан с важными для того времени факторами. Рельеф местности способствовал обороне при нападении неприятеля. Село располагалось вблизи хороших источников питьевой воды, пахотные и пастбищные земли находились недалеко от села.

Изначально аул находился в местности Хьараллаялу. После Цыйшинского оползня село оказалось под водой, и большинство жителей переселилось на косогор Нукьикьа. И это большинство получило название ЧIявумий, которое со временем обрело звучание ЧIяйми. На географической карте Кавказа ХIХ в. ЧIяйми имеет название Кайми, ставшее впоследствии Кая.

Первым государственным образованием, куда входили и каялинцы, была Кавказская Албания. «Арабы, принесшие в Дагестан на острие меча религию, нашли в лице лаков не только среду, благоприятную для ислама, но и энергичных помощников в его распространении среди соседей.

Лакцев стали называть кази-кумухцами. Арабы сочли нужным именно на их территории на основе уже имевшихся традиций заложить основы нового государства – шамхальства, и столица лаков – Кумух – надолго стала одним из доминирующих политических центров Дагестана» (Журн. «Народы Дагестана», № 6, 2009).

До принятия ислама каялинцы были язычниками-огнепоклонниками, многие обряды сохранились до сих пор. Так, для вызова дождя проводили особый обряд с ряженым-черемицей. Им был юноша, которого обряжали в черемицу и водили по аульским улочкам, с крыш домов обливали его водой, а сопровождавших одаривали сладостями.

Как и другие лакцы, в дни весеннего равноденствия каялинцы и жители хуторов широко отмечали праздник начала весны (Интнил-хьхьу). Вечером разжигали костры, стреляли из самодельных стволов, с гор спускали горящие бревна и плетеные корзины с соломой, прыгали через костры и приговаривали: «Болезни все – огню, здоровье – нашему телу». У костра появлялись сельские зурначи и танцевали до глубокой ночи, выпекались особые фигурные обрядовые хлебы (Барта гургри).

Пахотная земля в горах представляла особую ценность, поэтому пригодные для пахоты участки не использовались под жилье. За многие века сложилась своя особая архитектура. Свидетельством тому являются построенные искусными мастерами-каменщиками здания старой мечети, жилые дома, надмогильные стелы. Многие из них датируются XV–XIX вв.

В XVIII в. стали образовываться хутора и отселки за счет переселенцев из селения Кая, по сведен ... Читать дальше »

Просмотров: 1399 | Добавил: My_Derbent | Дата: 12.02.2015 | Комментарии (0)

 

Дагестанская кампания 1741-1743 гг., являвшаяся одним из крупнейших военных предприятий шаха Надира – «грозы вселенной»[1], продиктованных интересами иранских феодалов, кончилась позорным провалом. Последствия длительных, но тщетных усилий шаха сломить сопротивление дагестанцев оказались для шаха и Ирана столь губительными, что современники отмечали, что в Дагестане он «разорил только свое войско»[2], «затмил свою славу завоевателя»[3], «истомил иранский народ»[4] и «подорвал свое государство»[5].

Этот подвиг дагестанцев составляет одну из знаменательных страниц героического прошлого народов СССР. Он поучителен как победа одухотворенной любовью к Родине небольшой массы населения над громадной захватнической армией и имеет важное значение в деле воспитания советских людей в духе патриотизма. Это событие является одним из важных вопросов истории Ирана и Дагестана. Разработка его важна для понимания ряда проблем истории соседних стран, в частности, восстаний 40-х годов XVIII века в Азербайджане, Грузии и в некоторых других владениях шаха Надира. Вне связи с этим вопросом, по существу, нельзя разобраться в причинах распада его монархии, а также в русско-иранско-турецких отношениях и в ряде вопросов международной дипломатии того времени.

Надо отдать должное исследователям общих или смежных проблем истории и этнографии Ирана, России, Турции и Кавказа, что они уделяли освещению вопроса дагестанской кампании 1741 года значительное внимание и проделали немалую работа по выявлению и изучению фактического материала; многие из трудов этих ученых содержат ценные данные и выводы[6]. Сейчас обнаружены дополнительные архивные, летописные, фольклорные и другие материалы, которые создают благоприятные условия для обсто ... Читать дальше »

Просмотров: 2174 | Добавил: My_Derbent | Дата: 12.02.2015 | Комментарии (0)

Решающее значение имело для дагестанцев сражение при сел. Чох.

Вначале защитники его очутились в трудном положении из-за отсутствия пополнений. Но при помощи прибывшего подкрепления была одержана победа и здесь[88]. Как пишет Калушкин, Надир-шах потерял надежду выиграть войну еще тогда, когда он увидел, что в одном только Согратле он потерял огромное множество воинов. В Чохе же он окончательно убедился в том, что ему более нельзя оставаться на территории Андаляля.

28 сентября 1741 года Надир ночью отправился из Аварии в обратный путь[89]. Отступление было столь поспешно, что очевидцы совершенно справедливо называют его бегством. Отступавшие не успели захватить с собой даже свои богатства. Многие нагруженные верблюды и мулы, принадлежавшие самому шаху, были брошены[90].

Победители преследовали бегущую армию по пятам, настигая и заставляя ее обороняться на каждом шагу[91]. После каждой схватки в руках дагестанцев оказывались сотни пленных и огромная добыча. Нередко им удавалось вызволять своих земляков из шахского плена[92]. Особенные бедствия претерпели бегущие в одном узком и длинном проходе, название которого осталось нам неизвестным. Здесь дагестанцы едва не захватили самого шаха и его гарем[93]. Отступавшие шахские войска подвергались нападениям и со стороны населения покоренных районов, через которые они проходили. Так, например, в ущелье Капкай кайтагцы разбили отряд захватчиков не без участия уцмия Ахмед-хана< ... Читать дальше »

Просмотров: 984 | Добавил: My_Derbent | Дата: 12.02.2015 | Комментарии (0)