Старинное дагестанское селение Гоор с его богатой и самобытной культурой издавна привлекало к себе внимание известных ученых и путешественников. В своих работах они образно называют его «Страной башен».

Впервые сведения об историческом прошлом Гоора я узнал будучи студентом исторического факультета ДГУ, от своего преподавателя А.Е. Криштопы – великолепного знатока древностей Дагестана. Рассказывая об итогах экспедиции в это высокогорное селение, он сообщил об обнаруженных там надмогильных стеллах с высеченными на них эмблемами шамхальского стиля. Появление могил выходцев из дома гази-кумухских шамхалов, ведущих свое происхождение из курейшитов, он связывал с процессом исламизации этого региона. Поскольку круг моих интересов был связан с историей образования Гази-Кумухского шамхалата, это сообщение вызвало во мне желание увидеть эти исторические памятники своими глазами. Но в силу разных причин мое желание в те годы осталось неосуществленным.

И вот в ноябре 2011 года благодаря любезному приглашению коренных гоорцев Гайдара Магомедовича Батырханова, Рамазанова Гази Газимагомедовича и Арипа Рамазанмагомедовича Рамазанова сотрудники нашего журнала посетили это замечательное селение. Рано утром следующего дня, поднявшись в старый Гоор, мы убедились в правоте своих предшественников, которые называли его «Страной башен». Они здесь повсюду. Башни здесь обычная деталь окружающего селения живописного пейзажа. Поражает оригинальность архитектуры и необычайное мастерство средневековых строителей в этом труднодоступном горном уголке. Здесь буквально каждый камень является немым свидетелем истории. В старину селение Гоор входило в состав Гидатлинского общества. Об этом, например, свидетельствуют гидатлинские адаты, красивая и яркая традиционная одежда женщин и дошедшие до нас предания. Временами видимо Гоор выходил из состава Гидатлинского общества и играл самостоятельную роль, имеются сведения что в какое-то время Гоор находился в союзнических отношениях с Телетлем.

Дагестанский исследователь Б. Г. Малачиханов в своей работе «К вопросу о хазарском Семендере и Дагестане», касаясь исторического прошлого Гидатлинского общества, пишет: В Гидатлинской генеалогии вас должна крайне заинтересовать тенденция фиксирования письменного термина «шамхал», употребляемого для классового обозначения командующих верхов - «шухби». Таким образом, мы имеем перед собой полное совпадение титулования династий как на общинной территории, включающей в себя нагорье Дагестана вместе с побережьем Каспия, так и в скромной, казалось бы, по своему удельному значению долине Гидатля с ее несколькими аулами.

Рядом с этим совершенно очевидной достоверностью мы имеем перед собой большое историческое прошлое Гидатля. Мы наблюдаем здесь удивительную военную организованность, спаянность против внешних недругов. Гидатль временами борется успешно с такой мощной в своем масштабе организацией, как Авария, для которой запирает проход в Грузию, входит в коалиции с койсубулинцами и др., ведет наступательные действия против соседей - баголалов, в центре коих Коанада, например, можно услышать множество рассказов из этой тревожной полосы взаимоотношений. Эта изустно передаваемая от поколения к поколению история Гидатля дополняется картиной развалин укрепления и башен, с первого взгляда останавливающих на себе изумленное и недоуменное внимание. Для чего такой малой политической единице ... Читать дальше »

Просмотров: 825 | Добавил: My_Derbent | Дата: 23.07.2015 | Комментарии (0)

Лучек – один из старейших, и что немаловажно, важнейших населенных пунктов Рутульского района.

Современный вид села, дома, выстроенные на противоположных берегах рек Самура и Кара-Самура, который в описаниях первых русских исследователей назывался Куртай-чаем, не изменили во многом старый облик села. Старая часть села, которая описана в «Сведениях о горном Дагестане» русского исследователя 19 века Ф.И Гене, в отличие от многих старинных сел горного Дагестана, не пришла в запустение. Все так же в центре старого села стоит мечеть. Бывшая в течение долгого времени в запустении, она была в начале девяностых годов прошлого века отреставрирована сельчанами.

Пока неизвестно, что означает название села. Но вряд ли оно привнесено извне. Скорее всего, это хорошо подзабытое в наше время, либо сильно искаженное временем название местного, рутульского происхождения. Вид старой части села показывает, что Лучек являл собой классический тип старинного населенного пункта Дагестана. Дома словно прилепились на гребне поднимающейся между рек горы.

Сели, оползни и снежные лавины не наносили лучекцам никакого вреда. Село имело удобное географическое расположение, слияние двух больших рек служило надежным препятствием против незваных пришельцев- завоевателей.

О древности села Лучек говорят документы. Они относятся к эпохе начала проникновения Ислама в Южный Дагестан. А.Г. Булатова в своем исследовании «Рутульцы в XIX – начале XX вв. историко-этнографическое исследование. – Москва, 2003» пишет «..Столь же древними являются и селения Мюхрек, Лучек. По данным эпиграфики Л.И. Лавров считает, что они уже были в 11-13 вв. По легендам, Мюхрек возник от соединения трех тухумных поселений, а Борч и Лучек – от четырех».

Во всех известных средневековых документах о Рутульском магале Лучек упоминается как одно из ключевых населенных пунктов этого (Рутульского вольного) общества. Однако история Лучека оказывается намного древнее. Например, известный кавказовед, исследователь истории Рутульского магала Л.И Лавров в 1952 году нашел в местности Рухудаг, вблизи Лучека, изображения крестов, сопровождаемые 
мусульманскими датами, соответствующими 751-752, 1165-1166 и 1213-1214 гг. нашего летоисчисления. По его мнению, эти изображения свидетельствуют о том, что и после появления арабов в седьмом веке часть местного населения продолжала исповедовать христианство, занесенное сюда в доарабскую эпоху.

Можно смело предположить, что этот населенный пункт, то есть село Лучек, существовал гораздо раньше известного нам времени. О том, что до принятия Ислама лучекцы были христианами пишет и К. М. Ханбабаев в своем труде «Христианство в Дагестане в 4-18 веках»: «…Ряд селений и хуторов в Рутульском районе - Цахур, Джиных, Мишлеш, Кусур - известен под общим названием "Гурджи магал" - "Грузинский магал". Жителей рутульского села Лучек соседи называют "гурджияр", т.е. грузины. Легенда связывает с именем грузин местность Ухчия близ селения Лучек…».

В начале 19 века, во время присоединения Кавказа к Российской империи, село Лучек оказалось в водовороте событий Кавказской войны.

В 1848 году имам Шамиль разрушил село. Об этом записано в «Хрониках» Мухаммеда аль Карахи.

Надписи на камнях, найденных в Лучеке, это подтверждают: «29-го числа месяца раджаб 1260/1844 года, во вторник, во время Шамиля аварцы (ахл ал-авари) разорили селения: Кина, Лучек, Вруш и Мюхрек.».

«Затем по приказу императора Николая сюда пришел русский главнокомандующий- capдap. Жители селения Лучек были вынуждены тогда выселиться из своих мест, и там са ... Читать дальше »

Просмотров: 914 | Добавил: My_Derbent | Дата: 23.07.2015 | Комментарии (0)